Галина Демидова
Проект «Организация работы по профилактике заболеваемости и травматизма в ДОО для детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88 общеразвивающего вида г. Сыктывкара.
Проект
Организация работы по профилактике заболеваемости и травматизма в ДОО для детей старшей группы
Выполнила:
Демидова Галина Ильинична
Сыктывкар. 2017 г.
Паспорт проекта.
Тип проекта.
Практико – ориентированный.
Вид проекта
Научно – исследовательский.
Возраст детей.
5-6лет.
Публикация «Проект „Организация работы по профилактике заболеваемости и травматизма в ДОО для детей старшей группы“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Участники проекта.
-Воспитатели.
-Дети.
-Родители.
Цель проекта :
1. Формирование у детей представлений о многообразии и значении растений - лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения.
2. Закрепление правил сбора растений в лечебных и оздоровительных целях.
3. Развитие умения грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства.
4 Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.
Образовательные области:
-Познавательное развитие.
-Речевое развитие.
-Физическое развитие.
Словарная работа : корневище, органы растений.
Материал: живые экземпляры лекарственных растений, лопата.
Продукт проекта. Изготовление гербария.
Реализация проекта с детьми.
Наблюдения за лекарственными растениями.
Цели:
-расширять познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;
-формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
-пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав.
2. Художественное слово.
Цель: развивать речь и абстрактное мышление детей.
Загадки.
1. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш).
2. Пушистый, белый, а не зайчик,
Это просто (Одуванчик).
3. Вдоль дороги у межи, в золотистой спелой ржи
Словно синий глазок, смотрит в небо (Василёк).
4. На каком цветке гадают, лепесточки отрывают? (На ромашке).
5. Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать? (Мать – и – мачеха).
6. Этот цветок голубой и хрупкий, он зовётся (Незабудкой).
7. Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит. (Крапива).
Пословицы:
Весна красна травами и цветами, а осень – пирогами.
Растения- Земли украшение.
Стихи о лекарственных растениях:
Белые ромашки – сестрички,
У ромашек белые реснички.
Пляшут ромашки среди луга,
До чего похожи друг на друга. Ф. Грубин.
На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловые ушки тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд.
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмёт. Е. Серова.
Одуванчик в солнышко влюблён
С детства и пока не поседеет.
Ветер – друг. Однажды дунет он
И семена – пушинки все развеет В. Павленко.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно – голубые? А. Толстой.
Дидактические игры:
«В лесу, на поле, на грядке». «Лекарственные травы». «Парочки».
Сюжетно – ролевые игры:
«Лесная аптека». «Наш мишутка заболел».
Продуктивная деятельность. Тема: «Лекарственные растения».
Цели: развитие творческих способностей, закрепление внешнего вида дикоросов (в рисовании, лепке, аппликации, воспитание бережного отношения к природе.
Рассматривание энциклопедий и книг о лекарственных растениях.
Трудовая деятельность: сбор лекарственных растений.
Правила поведения на природе.
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки.
.
Конспект похода – путешествия по территории детского сада.
Тема :»Лекарственные растения.»
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по территории нашего детского сада. Начнём мы его с нашей площадки. Ребята, обратите внимание, а кто сидит за столиком на нашей веранде?
Дети. Доктор Айболит.
Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте, Доктор Айболит! Почему ты такой грустный?
Доктор Айболит. У меня в Африке заболели ребята,
У них ангина, скарлатина и бронхит,
И раны болят у них, а я забыл, забыл, забыл…
Воспитатель. О чём ты забыл, Доктор Айболит?
Доктор Айболит. Забыл какие лекарственные растения мне нужны, чтобы помочь моим пациентам?
Воспитатель. Не расстраивайся, Доктор Айболит, наши ребята помогут вспомнить лекарственные растения и подобрать их для твоих пациентов.
Доктор Айболит. Я вам буду очень признателен!
Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем доктору? Смотри, доктор, лекарство растёт прямо у нас под ногами, смотри! Ребята, вы знаете, как называется это растение (Мать – и – мачеха) Ребята, давайте рассмотрим это растение повнимательней. Какие части есть у этого растения? (Корень, стебель). Аккуратно потрогайте стебель, чем он покрыт? (Лёгким пушком). Как вы думаете, зачем растению нужен пушок? (Защищает растение от холода).Какие части ещё есть у растения? (Листья). Ребята приложите ладонь к листу, лист закрыл всю ладонь. Значит, какие по размеру листья у этого растения? (Большие, крупные).
Доктор Айболит. а почему это растение называется мать – и – мачеха?
Воспитатель. Сейчас, Доктор Айболит, ты увидишь, и сразу поймёшь. Ребята, погладьте лист с нижней стороны. Что вы ощущаете? (Мягко тепло).
Словно матушка приласкала. Теперь погладьте верхнюю часть листа. Какая она? (Гладкая, холодная). В народе говорят, «как мачеха». Вот поэтому растение и называется мать – и – мачеха.
Доктор Айболит. А как мать – и – мачеха может помочь моим больным?
Воспитатель. Ребята, подскажите доктору, каким больным может помочь это растение? (Которые кашляют).Верно, значит поможет вылечить бронхит у больных пациентов Доктора Айболита. Давайте, ребята подскажем, как доктору лечить пациентов с помощью «мать –и – мачехи».(Собрать листья, помыть и залить кипятком, а потом, когда отвар настоится, процедить и поить больных).
Доктор Айболит. (обращает внимание детей на растение одуванчик). Ребята, посмотрите, какое чудо!
Доктор Айболит. Какие Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.
Что это такое? (Одуванчик).
Воспитатель. Давайте его рассмотрим. Как вы его узнали? (По цвету). Ребята, ярко – жёлтые, мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху стебля. Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве? (Аккуратно выкапывают растение,стряхивают почву с корня). Что это такое? (Корень). Какой он? (Ответы детей). Что от него отходит? (Множество подземных отростков, которые называются корневищем). Для чего корневище? (В нём запасаются питательные вещества). Правильно, корневище у одуванчика – мощное. Ещё что есть? (Листья). Какие они? (Резные). Есть стебель? (Ответы детей). Потрогайте его. На что он похож (На дудочку).
Доктор Айболит. Какие болезни лечит одуванчик? Дети. Если мама или папа не могут уснуть ночью – у них бессонница, то им поможет настой из одуванчиков. У многих людей плохая память и они о чём- то забывают, в этом им поможет настой из корня одуванчика. Доктор Айболит, ты возьми этот корень, он тебе пригодится! Больше не будешь забывать, чем лечить своих пациентов!
Воспитатель. Молодые листья одуванчика содержат много витаминов и используются в салате. Перед применением их нужно подержать в солёной воде 30 минут, и только после этого делать салат.
Как вы думаете, для чего это нужно сделать? (Ответы детей). Правильно, это необходимо сделать, чтобы удалить горечь, которая в небольшом количестве содержится в листьях одуванчика.
Доктор Айболит. Ребята, а кто из вас знает стихотворение об одуванчике? Расскажите мне, пожалуйста.
Дети. Глазок золотой, умытый росой,
В небо синее глядит и за солнышком глядит.
Доктор Айболит. Смотрите, а я ещё какое – то растение нашёл. Что это?
Воспитатель. Давайте посмотрим. Ребята, вы знаете это растение? (Подорожник). Как вы его узнали? (По листьям). Потрогайте их, какие они на ощупь? (Упругие, с прочными, словно капроновыми жилками). Какие листья по форме? (Овальные). Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве? (Аккуратно выкапывают растение, стряхивают почву). Что это? (Корень). Верно, только корень здесь не один, а целый пучок корней. Это растение мы с вами возьмём в группу, высушим его и поместим в гербарий. Как делать гербарий я расскажу вам в группе.
Доктор Айболит. Каким больным помогает подорожник, что он лечит?
Дети: Заживляет ранки.
Воспитатель. Правильно,дети, Давайте сорвём листик подорожника и проведём аккуратно салфеткой по листочку. Что осталось на салфетке? (Пыль). Верно, значит наш листок пыльный. Сможем ли мы приложить его к ране? (Нет, он грязный). Как мы можем исправить положение?
Дети. Помыть его.
Доктор Айболит. Ну, в этом я вам могу помочь. Вот здесь у меня на столике есть вода и соль. Сейчас мы сделаем раствор: одну столовую ложку соли на два литра воды, растворяем соль в воде, Затем надо дать воде постоять 15 минут.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, зачем нужен раствор? (Чтобы убрать микробы). Моем листья подорожника. Сушим их на салфетке и прилаживаем к ранке.
Доктор Айболит. Какие ещё болезни можно лечить подорожником?
Дети. Отвар подорожника лечит болезни горла.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на это растение, можете даже понюхать его. К то из вас знает, как оно называется?
Дети. Это мята.
Воспитатель. Обратите внимание на листочки, их форму. Как они расположены? (Ответы детей). Сорвите аккуратно листья мяты, вначале помоем их, а потом потрём их в ладошке. Понюхайте, какой приятный аромат, так и хочется чай попить с мятой.
Доктор Айболит. А это растение сможет помочь моим больным?
Дети. Если болит горло, можно прополоскать его настоем мяты, сразу почувствуете облегчение.
Воспитатель. Мята поможет и вашим близким : если у дедушки болит печень – мята поможет снять боль. Папа пришёл с работы расстроенный и у него вдруг заболело сердце – мята и здесь поможет – улучшит сердечную деятельность и успокоит. А если выпить перед сном чай с мятой – сон будет крепкий и здоровый!
Доктор Айболит. Ребята, как мне собрать и сохранить все эти растения для моих больных пациентов, ведь путь до Африки не близкий.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Доктору Айболиту и подскажем ему, как можно сохранить эти растения. И подробно объясним правила сбора и хранения лекарственных растений.
Дети. Травы и цветущие растения собирают в лесу, на лугах и полях. Есть они и у нас в детском саду. Высушивают и хранят лекарственные растения в тёмном сухом месте.
Воспитатель. Ребята, расскажите Доктору Айболиту, где нельзя собирать растения.
Дети. Нельзя собирать растения возле дорог, заводов и других промышленных предприятий, в черте городов.
Воспитатель. Почему, знаете? Тогда я вам расскажу. Как мы с вами дышим, так и растения дышат, поэтому впитывают в себя всё то, что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом, они становятся не лечебными, а опасными для здоровья человека.
Воспитатель. Доктор Айболит, помогли тебе ребята вспомнить лекарственные растения?
Доктор Айболит. Спасибо большое, помогли всё вспомнить, теперь я могу вылечить своих пациентов. До свидания, ребята, мне пора отправляться в путь. (Дети прощаются, Доктор Айболит уходит).
Воспитатель. Сейчас мы с вами, ребята, превратимся в красивый одуванчик.
Физкультминутка «Распускается одуванчик.»
Прямо к солнцу, на восток. «Растут», тянутся к солнышку.
Так прекрасны, так тонки
Золотые лепестки,
И дрожит, дрожит роса, Стряхивают руки.
Как упавшая слеза. Руки к глазам и в стороны.
Листик ярок и зелён, Качают руками
С ветерком играет он.
Стебель крепок и упрям, Руки вперёд – назад
Он согнётся тут и там. Наклоны в стороны
Даже буря не сломает, Круговые вращения
Лишь немного помотает. Раскачиваются из стороны в сторону
Всех приветствуют головкой, Ладошки под подбородком
Улыбается, звенит «Фонарики», повертели ладошками
Свежесть дарит, наслажденье, Повороты
Береги его, малыш!
Воспитатель. Ребята, сегодня вы стали юными друзьями природы. В память о нашем сегодняшнем путешествии я дарю вам вот эти эмблемы (вручает детям эмблемы, а наши малыши приготовили для вас музыкальный подарок. (Дети в костюмах исполняют «Танец цветов»).
Консультация для родителей.
«О ценности лекарственных трав».
С давних времён человека окружал богатый и разнообразный мир растений.
Беспомощный перед силами природы, он старался отыскать в близко растущих от жилища растениях средства против многочисленных болезней. Это были первые лекарства человека. Не зная истинных причин и механизма действия целебных растений на организм, древние лекари окружали их ореолом таинственности, приписывали им божественное происхождение, сверхъестественные свойства.
Изобретение письма позволило фиксировать древние рецепты. ценные пособия оставили потомкам знаменитые эскулапы Гиппократ, Теофраст, Диоскорид, Гален и многие другие. Знали целебные растения и на Руси.» На всякую хворь зелье растёт», «Пей травяной настой, все болезни уйдут». «Одна трава от 12(77, 100)болезней излечить может.». Народных лекарей почтительно называли знахарями, ведунами – от слов «знать», «ведать».
И сейчас травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов, И это понятно: терапевтическая ценность растений поистине непревзойденна и признана медициной. Информация об этих растениях необходима не только специалистам – фармацевтам, врачам, ботаникам, научным работникам, но и всем остальным людям, которые нуждаются в применении дикоросов. Дело в том, что в связи с решением комплекса проблем охраны окружающей среды очень важен вопрос об охране, в первую очередь, лекарственных растений, которые подчас заготавливаются сверх разумных пределов, что сокращает их природные запасы. Некоторые растения оказались на грани исчезновения.
Рекомендация родителям: прочитать вместе с детьми книгу травника Петра Васильевича Липина «Целебные свойства растений севера».
Реализация проекта с социальными партнёрами.
Организовать поход в библиотеку в микрорайоне «Строитель»,чтобы получить дополнительную информацию по теме проекта.
Продукт проекта : изготовление гербария лекарственных трав.