Антипова Юлия
Организация логочаса в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация логочаса в старшей группе.
(Выступление на семинаре)
1 слайд:
Добрый день. Мы представляем опыт работы нашего ДОУ по организации логочаса и работы по подготовке руки к письму.
Работа воспитателя на логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.
Публикация «Организация логочаса в старшей группе» размещена в разделах
Педагогический эффект в решении этой сложной проблемы зависит от творческого, тесного контакта логопеда и воспитателя.
Все задания логопеда по лексическо-грамматическим темам и закреплению правильного звукопроизношения отражены в тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя. Данная тетрадь соответствует комплексному тематическому планированию группы, перекликается с планированием НОД по изобразительному искусству, физической культуре, музыкальному воспитанию.
Специфика работы воспитателя логопедической группы включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда (логочас).
Слайд 2:
На логочас рекомендуется следующие виды упражнений:
Как же организовать качественное выполнение такого перечня упражнений?
Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом.
Слайд 3:
Воспитатель вправе выбирать сам структуру, последовательность приемов, исходя из задач конкретного логочаса и особенностей детей.
Примерную структуру логочаса вы видите на слайде:
Первые два вида работы проводятся фронтально.
С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука.
Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми на мелкую моторику.
Воспитатель должен организовать логочас так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.
Слайд 4:
Рассмотрим примерный хронометраж логочаса.
1 часть логочаса:
Подвижная игра, игра на развитие координации речи и движения или пальчиковая игра (2 мин.).
Слайд 5:
дыхательные упражнения (3 мин.).
Слайд 6:
Артикуляционная гимнастика (5 минут).
Так как упражнения для артикуляционной гимнастики в основном одни и те же, важно поддержать интерес дошкольников к данному виду работы. Поэтому мы объединяем упражнения в единый сюжет, сказку или стихотворную форму.
Слайд 7:
Один из этапов логочаса – упражнения на развитие ритма, силы голоса, а также развитие фонематического слуха, грамматических и лексических категорий.
Например, прослушивание аудиозаписей «Звуки леса» - ребенок может услышать журчание ручья, уханье совы, вой волка, стук дятла и т. д. Кроме этого, могут проводится и словесные игры «Скажи ласково», «Доскажи словечко», «Громко - тихо» и т. д.
Рассмотренные четыре части проводятся фронтально.
Слайд 8:
Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) проводятся индивидуально или по 2 человека (с одинаковым звуком) в течение 7 минут по заданию логопеда.
Остальные дети в это время заняты тихими играми на развитие мелкой моторики. Этот вопрос осветим более подробно.
Слайд 9:
На занятиях логочаса огромное значение уделяется развитию мелкой моторики. Надо учить ребенка быстро и ловко шнуровать ботинки, кроссовки, кеды, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, надевать пальто, платье, рубашку, натягивать колготки, помогать выполнять несложную работу по дому.
Слайд 10:
Тонкие, дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой. Специальные упражнения для пальцев и кистей рук, всевозможные игры с предметами совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие и мелкие движения становятся все более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период дошкольного и школьного обучения.
Развитию ручной умелости способствует использование в работе с детьми природного материала,
Слайд 11:
Различные виды театров (Би-Ба-Бо, пальчиковый театр, картонажный, настольный театр) дают большую возможность для развития ручной ловкости, умелости, точности движений.
Слайд 12:
Игры с палочками развивают тонкую моторику, координацию движений рук, формируют пространственные представления.
Кроме пальчиковых гимнастик, игр с природным материалом и других вышеупомянутых игровых упражнений существуют и различные графические упражнения, которые способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует значительных усилий и напряжения.
Слайд 13:
Рисование в дошкольном детстве помогает значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению каллиграфии.
В ходе занятий рисования, при выполнении различных упражнений дошкольники научаются управлять движениями руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость, ритмичность, происходит совершенствование движений руки.
Для дошкольников интересны декоративные рисунки. Узорная деятельность на бумаге привлекает ритмом движений, возможностью свободно пользоваться цветом, многообразием комбинаций цвета и формы, чередованием элементов орнамента, возможностью украшать ими различные предметы.
Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем освоении письма.
Слайд 14:
В своей работе с дошкольниками по подготовке руки к письму используем различные игровые задания на штриховку:
• раскрашивание;
• рисование узоров и воспроизведение графических узоров по клеточкам.
Слайд 15:
Все используемые в работе с детьми игровые упражнения и задания направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки.
Слайд 16:
Обращаем внимание на осанку ребенка, правильно ли держит ребенок карандаш, кисть, фломастер, рисует ли слева направо, не переворачивает ли рисунок, тетрадь.
Слайд 17:
Все задания используются по степени возрастания сложности. К следующему заданию ребенок переходит только тогда, когда успешно справится с предыдущим упражнением.
Занятия проходят ежедневно и оказывают неоценимую помощь воспитанникам при овладении письмом.
Слайд 18:
Спасибо за внимание.