инна лукашова
Организация кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Темочки
Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 19, п. 2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т. е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество, передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.
Для реализации вышеобозначенного направления в воспитании детей дошкольного возраста нами была разработана и апробирована программа кружка по духовно-нравственному воспитанию, цель которой - обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
• Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
• Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
• Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории.
• Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
• Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
• Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
Прежде чем организовать кружковую работу по вышеобозначенной теме, было проведено анкетирование родителей и педагогов подготовительной к школе группы, с целью выявления отношения к православной культуре и наличия необходимых знаний о духовно-нравственном воспитании дошкольников. Результаты анкетирования показали, что основная часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако имеет слабое представление о том, что такое духовно-нравственное воспитание. Большинство опрошенных родителей хотели бы привить детям основы духовно-нравственного воспитания и познакомить их с православной культурой.
В сентябре 2015 года проведена первичная диагностика, которая позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.
Задачи первичной диагностики:
1. Определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках;
2. Выявить наличие интереса к культуре и традициям своего народа;
3. Выявить наличие семейных традиций и обычаев.
Результаты первичной диагностики:
• Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
• Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
• Никто из детей не смог спеть колыбельную и русскую народную песню, закличку, вспомнить считалку или назвать народный праздник.
Для реализации вышеобозначенных задач в течение 2015-2016 учебного года была организована и проведена работа кружка «Дорога добра».
Основной формой реализации программы кружковой работы являются занятия, организованные в традиционной и нетрадиционной форме. На них воспитанники получили основные понятия о традициях русского народа, о нравственных качествах личности человека, расширили представление о своей малой Родине.
Кроме этого, для реализации программы использовались такие формы и методы организации работы с воспитанниками и родителями как :
Работа с воспитанниками : беседы, тематические праздники и развлечения, экскурсии;
Работа с родителями : консультации, выставки совместных с детьми работ, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений.
Также в ходе реализации программы были применены разнообразные средства эмоционального общения с воспитанниками : музыка, живопись, игры, сказки. Детские впечатления обсуждались в диалогах, задушевных беседах с педагогами и родителями.
Одной из самых ярких и запоминающихся форм, используемых в работе, являются праздничные мероприятия, которые позволяют воспитанникам не только закрепить полученные знания, но и проявить свои творческие способности.
Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с такими праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания. Например, к празднику Рождества Христова начинаем готовиться заранее. Вначале проводим беседы: Что такое праздник? Какие праздники мы празднуем? Дети слушают историю события Рождества, рассматривают (рисунки, фотографии). А после уже начинаем учить колядки, праздничные рождественские песенки, обязательно готовим рождественский спектакль. Дети вместе с родителями оформляют выставку рисунков, делают рождественские подарки.
В прошедшем учебном году с помощью сотрудников детского сада и родителей воспитанников оборудовали музей старины «Русская изба». Чудом сохранившиеся старинные предметы отыскали дома у себя и у родственников.
В музыкальном зале детского сада появилась «Русская изба» с «русской печкой», самоткаными половиками, расшитыми полотенцами, самоваром, старинной кухонной посудой и прялкой.
Одной из интересных форм кружковой работы является экскурсия. Экскурсия в Тисульский храм Божьей Матери Троеручицы помогла усвоению детьми правил культуры поведения, вызвала эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Для воспитания у детей чувства уважения и благодарности к старшему поколению, организована работа по проведению праздничных мероприятий с педагогами – ветеранами, бабушками и дедушками воспитанников : День пожилого человека, День победы, День матери, 8 марта.
По результатам проведенной в течение учебного года работы в мае 2016 года проведена итоговая диагностика результатов усвоения воспитанниками программы кружковой работы.
Результаты итоговой диагностики:
• Воспитанники проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
• У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора они все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
• Дошкольники, знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
• У большинства детей отмечен активный интерес к культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
• Воспитанники имеют представление о разнообразных праздничных традициях, народном фольклоре.
• Могут выделить сходство и различия народных праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник.
• Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
Проанализировав работу по реализации программы в дошкольном учреждении, определены следующие направления в дальнейшей педагогической деятельности:
• Продолжить реализацию в детском саду программы «Дорога добра».
• Для педагогов дошкольных учреждений района разработать методические пособия, рекомендации для организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
• Для родителей воспитанников организовать в учреждении семейную гостиную с целью их просвещения в организации духовно-нравственного воспитания детей.
• Провести мастер-классы с педагогами и родителями воспитанников по изготовлению атрибутов и сувениров для проведения православных и народных праздников.