Приложение МААМ

Организация кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе

инна лукашова
Организация кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Темочки:

Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 19, п. 2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей».

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т. е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество, передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

Для реализации вышеобозначенного направления в воспитании детей дошкольного возраста нами была разработана и апробирована программа кружка по духовно-нравственному воспитанию, цель которой - обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

• Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

• Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории.

• Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

• Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

• Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Прежде чем организовать кружковую работу по вышеобозначенной теме, было проведено анкетирование родителей и педагогов подготовительной к школе группы, с целью выявления отношения к православной культуре и наличия необходимых знаний о духовно-нравственном воспитании дошкольников. Результаты анкетирования показали, что основная часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако имеет слабое представление о том, что такое духовно-нравственное воспитание. Большинство опрошенных родителей хотели бы привить детям основы духовно-нравственного воспитания и познакомить их с православной культурой.

В сентябре 2015 года проведена первичная диагностика, которая позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.

Задачи первичной диагностики:

1. Определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках;

2. Выявить наличие интереса к культуре и традициям своего народа;

3. Выявить наличие семейных традиций и обычаев.

Результаты первичной диагностики:

• Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.

• Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.

• Никто из детей не смог спеть колыбельную и русскую народную песню, закличку, вспомнить считалку или назвать народный праздник.

Для реализации вышеобозначенных задач в течение 2015-2016 учебного года была организована и проведена работа кружка «Дорога добра».

Основной формой реализации программы кружковой работы являются занятия, организованные в традиционной и нетрадиционной форме. На них воспитанники получили основные понятия о традициях русского народа, о нравственных качествах личности человека, расширили представление о своей малой Родине.

Кроме этого, для реализации программы использовались такие формы и методы организации работы с воспитанниками и родителями как :

Работа с воспитанниками : беседы, тематические праздники и развлечения, экскурсии;

Работа с родителями : консультации, выставки совместных с детьми работ, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений.

Также в ходе реализации программы были применены разнообразные средства эмоционального общения с воспитанниками : музыка, живопись, игры, сказки. Детские впечатления обсуждались в диалогах, задушевных беседах с педагогами и родителями.

Одной из самых ярких и запоминающихся форм, используемых в работе, являются праздничные мероприятия, которые позволяют воспитанникам не только закрепить полученные знания, но и проявить свои творческие способности.

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с такими праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания. Например, к празднику Рождества Христова начинаем готовиться заранее. Вначале проводим беседы: Что такое праздник? Какие праздники мы празднуем? Дети слушают историю события Рождества, рассматривают (рисунки, фотографии). А после уже начинаем учить колядки, праздничные рождественские песенки, обязательно готовим рождественский спектакль. Дети вместе с родителями оформляют выставку рисунков, делают рождественские подарки.

В прошедшем учебном году с помощью сотрудников детского сада и родителей воспитанников оборудовали музей старины «Русская изба». Чудом сохранившиеся старинные предметы отыскали дома у себя и у родственников.

В музыкальном зале детского сада появилась «Русская изба» с «русской печкой», самоткаными половиками, расшитыми полотенцами, самоваром, старинной кухонной посудой и прялкой.

Одной из интересных форм кружковой работы является экскурсия. Экскурсия в Тисульский храм Божьей Матери Троеручицы помогла усвоению детьми правил культуры поведения, вызвала эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Для воспитания у детей чувства уважения и благодарности к старшему поколению, организована работа по проведению праздничных мероприятий с педагогами – ветеранами, бабушками и дедушками воспитанников : День пожилого человека, День победы, День матери, 8 марта.

По результатам проведенной в течение учебного года работы в мае 2016 года проведена итоговая диагностика результатов усвоения воспитанниками программы кружковой работы.

Результаты итоговой диагностики:

Воспитанники проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.

• У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора они все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.

Дошкольники, знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.

• У большинства детей отмечен активный интерес к культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

Воспитанники имеют представление о разнообразных праздничных традициях, народном фольклоре.

• Могут выделить сходство и различия народных праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник.

• Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

Проанализировав работу по реализации программы в дошкольном учреждении, определены следующие направления в дальнейшей педагогической деятельности:

• Продолжить реализацию в детском саду программы «Дорога добра».

• Для педагогов дошкольных учреждений района разработать методические пособия, рекомендации для организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

• Для родителей воспитанников организовать в учреждении семейную гостиную с целью их просвещения в организации духовно-нравственного воспитания детей.

• Провести мастер-классы с педагогами и родителями воспитанников по изготовлению атрибутов и сувениров для проведения православных и народных праздников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только.

Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5–7-летнего возраста Доклад Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы Доу) Воспитание.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Там русский дух, там Русью пахнет» Тема: «Там русский дух, там Русью пахнет…» Задачи: • Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья» в подготовительной группе Цель: помочь детям понять, что значат родители для нас, объяснить, как важно быть благодарными и заботливыми к старым людям; - пробудить.

НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей и подготовительной групп «Знакомство с праздником Благовещение» Занятие по духовно- нравственному воспитанию для детей старшей и подготовительной группы. Тема: «Знакомство с православным праздником.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад Опыт работы по духовно – нравственному воспитанию в МКДОУ «ЦРР - детский сад №7» (Слайд 2) «Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?.

Опыт работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении Тема патриотического и духовно нравственного воспитания – ныне актуальная тема для нашей страны, для русских людей и особенно нас –педагогов.

Перспективный план работы кружка по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Ладушки» Сентябрь 1 неделя. Тема. «Во саду ли, в огороде». Содержание. 1. Дидактическая игра «Что растёт в саду и в огороде». 2. Загадывание загадок.

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в контексте ФГОС до Принят педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2015 г. Утвержден приказом от 31.08.2015 г. № ___ заведующего МДОУ ДСКВ №29 г. Ейска.

Занятие в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию «Богатыри земли русской» Программное содержание: 1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 07:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем инна лукашова (УИ 98089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД