Елена Визнер
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с повышенным уровнем агрессивности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с повышенным уровнем агрессивности.
Дети, склонные к физической агрессии. Это дети несдержанные, с плохим самоконтролем, активные, смелые, решительные. Им свойственна импульсивность, нетерпеливость. Словом, это дети «без тормозов».
Дети, склонные к вербальной агрессии. У этих детей выражена психическая неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе, депрессивность. В присутствии чужих людей они замкнуты, в кругу близких — раскованны и общительны. Часто не умеют владеть своими эмоциями в ситуации трудностей и неудач. Не умеют скрывать свои мысли и чувства и высказывают их в оскорбительной форме.
Публикация «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с повышенным уровнем агрессивности» размещена в разделах
Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Импульсивные, с отсутствием самоконтроля, не терпящие ожидания. Эти дети не считаются с обстоятельствами или желаниями окружающих, моральными нормами. Болезненно реагируют на критику в свой адрес, обидчивы, подозрительны.
Основные виды деятельности психолого-педагогического сопровождения. Психодиагностика. В настоящее время наиболее распространенными эмпирическими методами диагностики агрессивности являются проективные (в основном рисуночные) методики и наблюдение. Для диагностики детской агрессивности достаточно широко используется метод оценивания другими. Оценить агрессивность ребенка просят учителей, одноклассников, родителей. В качестве основного достоинства подобного метода западные психологи рассматривают его объективность, которая обусловлена отсутствием заинтересованности у «незаинтересованных» поддаваться давлению социальной желательности, поскольку в их ответах не содержится нежелательной информации о них самих.
Многими исследователями предпочтение отдается наблюдению. Связано это, прежде всего с тем, что при работе с детьми использование других методов затруднено по целому ряду причин, обусловленных, прежде всего, уровнем психического развития детей. Наблюдение позволяет получить богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программы исследования.
Проективная графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, достаточно прост в использовании, особенно в условиях массовой диагностики.
Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности - методика «Крокодилы». Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, это животное является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность. Методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления.
Методика «Рисунок несуществующего животного» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог–ребенок» с целью выяснения склонности к агрессивным формам поведения. Поскольку методика РНЖ является проективной, то главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка.
Анкета для педагога «Критерии агрессивности ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) составлена авторами с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе. Анкета состоит из 20 утверждений, степень соответствия поведения ребенка этим критериям позволяет сделать вывод об уровне его агрессивности.
Коррекционная, развивающая и профилактическая работа. Для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения существует достаточно широкий спектр возможностей. Профилактика агрессивного поведения детей предполагает следующий алгоритм действий:1. Распознавание вида агрессии, поскольку каждый вид агрессии требует собственного подхода. 2. Профилактика естественной агрессии детей :а) контроль за соматическим состоянием ребёнка - при нарушении состоянии ребёнка воспитательное воздействие на него неэффективно. б) тактика эмоциональной поддержки воспитательного процесса;в) разъяснительная практика. 3. Профилактика вынужденной агрессии детей - направлена, в первую очередь, на устранение причин вынужденной агрессии.
Профилактика агрессии детей с неадекватным поведением:а) выявление причины неадекватного состояния детей (внешние, внутренние: - внешние причины: резкое изменение социальных условий, смена коллектива, негативная обстановка в семье и. т. д. ; - внутренние причины: особенности психики, особенности личности ребёнка.
Профилактическая работа может строиться по типу
организации совместных игр,
проигрывания сюжетов известных сказок,
при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т. е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых.
Сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа - уход за больными, стариками и пр.).
Сублимирование агрессии в спорт : целесообразно приобщать детей к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр., требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например бокс или карате, нежелательны.
Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
Консультирование и просвещение.
Данное направление деятельности предусматривает преимущественно работу с педагогами и родителями агрессивных детей.
В идеале коррекционная работа с агрессивным ребенком должна вестись параллельно с работой родителей. Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, чтобы помочь ребенку, а для того, чтобы попробовать его успокоить.
Методы работы с детьми
Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.
При работе с такими детьми я предлагаю применить следующие технологии работы с детьми:
Ролевые (режиссёрские) игры,
Психотехнические освобождающие игры
Сказкотерапия
Релаксация
Социально-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития.
Психотехнические освобождающие игры
направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») – это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.
Например: Игра «Цыплята»
Агрессивному ребёнку предлагается приготовит «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие –мелкие кусочки. Игра «Молчанка»
Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками. «Мешочек криков», «Листок гнева», «Спаси птенца», Сказкотерапия
Ролевая игра.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, с детьми в кругу можно разыграть такую ситуацию: в гости пришли два медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог-психолог (воспитатель) просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.
Педагогу для успешного взаимодействия с агрессивным ребенком необходимо установить с ним доброжелательные отношения, отказаться от оценочных суждений и замечаний. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности, стремиться к созданию ситуации успеха, радости. Большое значение имеет понимание внутреннего мира ребенка, его чувств и переживаний. Главный принцип, которым должен руководствоваться педагог, - сотрудничество и принятие ребенка в целом; концентрация на оказании помощи в разрешении его проблем и преодолении конфликтных ситуаций.
В результате рассмотрения существующих методов и приемов психолого-педагогического сопровождения, профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, становится очевидным, что эти методы очень разнообразны.