Елена Визнер
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей инвалидов
▼ Скачать
Тема: «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей инвалидов».
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов-психологов, формирование единой базы и единой системы требований к практической деятельности психологов учреждений;
-осуществление профессиональной поддержки начинающих психологов.
Публикация «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей инвалидов» размещена в разделах
Получение образования детьми с ОВЗ - одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.
1. Коррекционная работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Цель: обеспечение системного подхода к условиям для развития детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательных программ дошкольного образования.
Задачи:
выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
обеспечивать возможность освоения детьми с ОВЗ основной или адаптированной образовательной программы на доступном им уровне и их социализацию в образовательном учреждении.
2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.
2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ включает :
проведение диагностики познавательной и эмоционально-личностной сфер личности, педагогические наблюдения;
создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности;
коррекционно-развивающая работа;
осуществление конкретной психолого-педагогической помощи ребенку.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ представляет собой целостную систему.
1 этап – диагностический, предполагающий анализ и оценку: состава детей, поступивших в школу и нуждающихся в организации специальных образовательных условий и составлении индивидуального образовательного маршрута; особых образовательных потребностей с учетом рекомендаций ПМПК и содержания индивидуальной программы реабилитации; индивидуальных особенностей развития, адаптационных потенциалов, мотивов.
2 этап – поисково-вариативный, предусматривающий: междисциплинарное обсуждение: разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами образовательной организации; подробные разработки каждого педагога по реализации образовательных программ; разработку адаптированной образовательной программы и комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения.
3 этап – практико-действенный и включает в себя: реальные действия участников образовательной деятельности; отслеживание результатов и своевременная корректировка планов индивидуального сопровождения с учетом изменений в развитии ребенка; динамика взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности, изменение поведенческой стратегии окружающих и ребенка посредством различных психолого-педагогических техник и методик.
4 этап – аналитический, в ходе которого осуществляется: анализ эффективности деятельности отдельных специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка; оценка результатов адаптации и социализации; подготовка рекомендаций всем участникам образовательной деятельности, корректировка планов индивидуального сопровождения
Одним из важнейших этапов психолого-педагогического сопровождения, который определяет стратегию сопровождения, тактику и направления работы каждого участника сопровождения, является диагностический.
Одним из важнейших этапов психолого-педагогического сопровождения, который определяет стратегию а сопровождения, тактику и направления работы каждого участника сопровождения, является диагностический. Существуют требования к процедуре диагностического обследования: процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и психосоматическими особенностями развития ребенка; родители (законные представители) должны дать письменное согласие на проведение психодиагностического обследования; обследование необходимо проводить только в среде, привычной для ребенка при обязательном присутствии родителей; при обсуждении результатов с родителями ребенок должен находится в игровой зоне, при этом, осуществляется наблюдение за его поведением; при возникновении психосоматических, нейродинамических, психопатических или иных расстройств обследование прекращается.
Основные диагностические задачи, решаемые психологом при проведении обследования ребенка-инвалида : 1) выявление структуры дефекта, причин и механизмов наблюдаемых феноменов актуального развития ребенка для постановки (уточнения) психологического диагноза; 2) оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, критичности, адекватности в определенной ситуации развития; 3) оценка развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом ребенка; 4) оценка ресурсных возможностей ребенка: работоспособность и темп деятельности; 5) оценка возможностей социально-психологической адаптации; 6) определение рекомендаций по программе индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка в структуре адаптированной основной образовательной программы.
Необходимо отметить ряд требований, которым должны удовлетворять психодиагностические материалы, используемые для оценки особенностей психического развития ребенка-инвалида - это валидность, надежность и репрезентативность методик и тестовых заданий. Кроме того, методики должны иметь достаточно длительный срок использования в диагностической практике: апробированные на детской популяции, в т. ч. с различными отклонениями в развитии. Обращаем внимание практиков на то, что стимульный материал должен быть неизменяемым ни по каким обстоятельствам, как и технология предъявления и анализа (интерпретация) результатов. Но, при этом, опыт подсказывает о возможности и необходимости адаптации диагностического инструментария с учетом уровня заболевания, общего психосоматического состояния и развития. Стратегия психодиагностического обследования может быть представлена таким образом: 1) беседа, во время которой устанавливается контакт с ребенком, выявляются знания о себе, его семье, уровень представлений об окружающем его мире (оптимальное решение – рисунки и их обсуждение); 2) оценить объем слухоречевой памяти и темп запоминания, особенности слухоречевого запоминания (методика «Запоминание двух групп слов»); 3) выяснить уровень понятийного развития и мыслительной деятельности (методика «Исключение предметов», «Исключение понятий» и другие варианты методики Выготского; 4) исследуется сформированность пространственного анализа и синтеза на наглядно-действенном уровне (методика Кооса); 5) исследуется лингвистическое пространство речи и языка; 6) сформированность произвольной регуляции собственной деятельности и характеристики внимания; 7) выясняются особенности двигательной сферы (мелкая и общая моторика). Не следует прибегать к трудоемким и утомительным для ребенка заданиям, например, Матрицы Равена, ЦТО, методика В. М. Когана, тест руки. Одним из объективных методов психодиагностики, позволяющий получить важную диагностическую информацию следует считать наблюдение. Наблюдение как целенаправленное восприятие исследуемого субъекта образовательной деятельности через регистрацию его сущностных признаков по требуемым критериями и показателям, способствует формированию целостного представления о личности ребенка.