Маргарита Витальевна Ермолаева
Организация проектной деятельности студентов по приобщению дошкольников к творчеству художников родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности студентов по приобщению дошкольников к творчеству художников Родного края
В настоящее время современное образование требует от выпускника профессионального образовательного учреждения наличия определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных, но и в не запланированных ситуациях. Исследовательская деятельность развивает коммуникативную культуру, дает возможность вовлечься в поисковую, творческую деятельность, содействует воспитанию патриотического отношения к национальной культуре и традициям.
Публикация «Организация проектной деятельности студентов по приобщению дошкольников к творчеству художников родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Образовательный процесс в колледже осуществляется с учётом запросов работодателей, особенностей развития многонационального региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий в рамках установленных ФГОС СПО. В процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин и МДК, руководства КР и ВКР, у студентов формируются общие и профессиональные компетенции, развиваются исследовательские умения, умение ориентироваться в информационном пространстве, способность самостоя-тельно проявлять творчество.
Организация проектной деятельности студентов по приобщению дошкольников к творчеству художников Родного края позволяет развивать интерес к национальной культуре своего народа, формировать ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа». В процессе профессиональной подготовки студентов колледжа по специальности «Дошкольное образование» используются различные технологии и методы обучения. Особую значимость при этом имеет организация проектной деятельности студентов по приобщению дошкольников к национальной культуре.
Проектная деятельность – это одна из видов самостоятельной работы студентов, направленной на решение задач учебного процесса, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские, поисковые методики.
Руководство проектной деятельностью студентов позволяет в системе овладеть технологией организации проектной деятельности с дошкольниками от идеи до её реализации в модели, изделии, продуктах деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Студенты нашего колледжа выполняют различные типы проектов, выбираемые в соответствии с конкретными условиями и целями проведения. Это исследовательские проекты, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные. Студенты, в качестве формы ВКР, сами могут выбирать дипломные проекты, выполнение которых предусмотрено по многим темам общепрофессиональных дисциплин.
В работе над созданием проекта выделяются этапы :
1. Выбирается образовательное учреждение, определяется тема проекта, его вид и количество участников.
2. Выявляется и формулируется проблемы, которые важно исследовать и решить в рамках намеченной тематики.
3. Обозначаются цели, задачи проекта, а так же сроки и ответственные за их решение на определенный отрезок времени.
4. Обсуждается и разрабатывается детальный план по достижению целей проекта и решению задач.
5. Организуется выполнение проекта - самостоятельно выполняемый комплекс действий студентов, завершающий созданием творческого продукта. Пишется теоретическая часть проекта.
6. Производиться презентация результатов проекта в образовательном учреждении. Творческий продукт, созданный в результате проектной деятельности остается в образовательном учреждении.
7. Создаются рекомендации по использованию полученного результата и (или) расширение тематики при продолжении выполнения этого (или нового) проекта.
8. Оформляется паспорт проекта, теоретическая часть работы и определяется форма представления практической части на ВКР
9. Проводится защита проекта перед государственной экзаменационной комиссией.
Практическая значимость организации проектной исследовательской деятельности студентов велика. У студентов формируется профессиональные компетенции, включающие следующие профессиональные умения и навыки:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело их применять на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать и применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При отборе тем исследования мы учитываем особенности многонационального региона. Тематика проектов очень широка и разнообразна: «Воспитание интереса к природе у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора», «Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы», «Организация сюжетно-ролевой игры как средство формирования дружеского взаимодействия детей среднего дошкольного возраста», «Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста», «Формирование художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления картин Ульяновских художников».
Приведём пример одного из проектов на тему : «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с народным творчеством художников родного края», выполненного студентами специальности Дошкольное образование, которые использовали технологию организации проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Студенты колледжа успешно применяли в практике работы с детьми ДОУ проектную методику, учитывая следующие требования:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- проект – это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Этапы разработки и проведения проекта в ДОУ :
- Постановка цели воспитателем;
- Вовлечение дошкольников в решение проблемы;
- Составление плана;
- Обсуждение плана с детьми и родителями;
- Обращение к специалистам ДОУ за консультацией;
- Составление плана-схемы проведения проекта вместе с детьми;
- Сбор информации;
- Проведение мероприятий основной части проекта;
- Домашнее задание;
- Самостоятельные творческие работы; презентация проекта;
- Подведение итогов.
Таким образом, использование проектной деятельности по приобщению дошкольников к творчеству художников Родного края предоставляет детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает художественно-творческие способности и коммуникативные навыки, формирует художественное и эстетическое восприятие дошкольников.
Милый дом, моя улица, родная земля… Эти слова близки и понятны каждому человеку. Увидеть, прочувствовать эти слова помогает уникальный жанр живописи – пейзаж.
Проект № 1 «В гостях у осени»
Вид: Творческий
Цель проекта : развивать у детей способность видеть, чувствовать состояние природы через ознакомление с пейзажами художников-земляков и эмоционально на него откликаться в собственном изобразительном творчестве.
Задачи проекта :
- развивать познавательный интерес и личностное отношение к искусству художников-земляков, развивать художественное восприятие;
- познакомить детей с жанром живописи пейзаж и некоторыми его средствами выразительности;
- познакомить детей с творчеством Ульяновского художника А. В. Моторина.
Сроки реализации проекта : 3 месяца
Предполагаемый результат: выставка художественного творчества «Чарующая осень».
Этапы проекта :
1 этап – целеполагание: совместно с детьми настроиться на ознакомление с пейзажами художников Ульяновской области, создание и организацию выставки детских рисунков «Чарующая осень».
2 этап – планирование:
- Беседа-знакомство с особенностями произведений пейзажного жанра ульяновских художников.
- Любование красотой природы во время прогулок и экскурсий, рассматривание деревьев и растений в осеннем наряде.
- Украшение групповой комнаты разноцветными листьями.
- Знакомство с творчеством художника-земляка А. В. Моторина – ОД «Золотая осень».
- Чтение и разучивание стихов, пение песен об осени.
- Дидактические игры «Мы - художники», «Вижу - дорисовываю».
- Обсуждение возможного содержания будущей выставки, посвященной осенней тематике «Чарующая осень».
- Индивидуальное рисование осенних пейзажей.
- Оформление выставки «Чарующая осень».
3 этап – реализация проекта :
- Знакомство с особенностями произведений в жанре живописи – осенний пейзаж. План-конспект предварительной беседы «Что такое пейзаж и кто такие художники пейзажисты?»
Цель: познакомить детей с пейзажем, подвести их к пониманию того, что художник в своей работе не просто изображает то или иное состояние природы, но и передает свое отношение к изображаемому, познакомить детей с основным средством выразительности пейзажей – с цветом.
Материал: репродукции картин А. Ф. Нуждова «Весенняя зелень», Б. В. Клевогина «Зимние деревья», А. А. Ермакова «Зимний вечер», А. А. Пластова «Первый снег».
- Экскурсия в парк: наблюдение и закрепление знаний характерных признаков осени в природе. Цель: Развитие эстетического и художественного восприятия к окружающей действительности.
- ОД «Золотая осень»
Программное содержание: 1. Дать детям первоначальные сведения о мастерской художника-живописца, о пейзажной живописи. 2. Познакомить с пейзажным творчеством художника-земляка А. В. Моторина. 3. Развивать навыки художественного восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. 4. Вызвать у детей желание выразить красками свое отношение к золотой осени.
Материалы: картина А. В. Моторина «Осенний мотив», запись музыки П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»
- Дидактическая игра «Мы - художники»
Цель: Учить детей составлению тематической композиции на столе. Развивать навыки художественного и эстетического восприятия произведений искусства.
Материалы: Разрезные картинки разных картин осенней тематики.
- Дидактическая игра «Коктейль красок»
Цель: Развивать у детей творческое воображение.
Материалы: Для изобразительной деятельности : бумага, простой карандаш НВ, кисти № 2, 10, тычки поролоновые, краски гуашь, палитра, клей, салфетки, вода, репродукции картин художника А. Ф. Нуждова «Осенняя пора», «Свияга осенью».
- Обсуждение возможного содержания будущей выставки «Чарующая осень».
Цель: Учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм, передают образ осени; формировать художественное восприятие, умение коллективно творчески работать, умение согласовывать свои действия, договариваться друг с другом; развивать фантазию, чувство цвета, эстетический вкус, чувство ритма, аккуратность.
Материалы: запись музыки П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»; Б. В. Клевогина «Осенний мотив», А. А. Ермакова «Осень в лесу», А. Ф. Нуждова «Осенняя пора», «Свияга осенью», А. В. Моторина «Осенний мотив»; стихи А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» («Евгений Онегин, глава четвертая, стих XL, «Унылая пора! Очей очарованье!» («Осень», стих VII, Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», З. Федоровской «Осень», А. Барто «Осенью»; гуашь.
- Индивидуальное рисование пейзажей по картине А. Ф. Нуждова «Осенняя пора».
- Оформление выставки «Чарующая осень».
Задание: составить картину осеннего пейзажа на фланелеграфе (образцы – открытки с репродукциями картин об осени разных художников).
4 этап – осуществление проекта :
- Обсуждение содержания будущей выставки «Чарующая осень».
- Рисование картин-пейзажей в разных техниках. Индивидуальное рисование пейзажей по картине А. Ф. Нуждова «Осенняя пора» с помощью нетрадиционных техник рисования «Осенний пейзаж».
Цель: 1. Познакомить детей с картиной Ульяновского художника А. Ф. Нуждова «Осенняя пора». Вспомнить жанры изобразительной деятельности (пейзаж, натюрморт, портрет). 2. Закреплять умение рисовать пейзаж разными нетрадиционными техниками (рисование по сырому, использование зуб. щетки, располагать изображение по всему листу, приклеивание сухих листьев. 3. Воспитывать интерес к искусству изобразительной деятельности, умение видеть красоту природы. 4. Развивать творчество, воображение, умение ориентироваться на листе бумаги
Материалы и оборудование: Репродукция картины А. Ф. Нуждова, краски акварельные, кисточка, баночка для воды, краска желтая, красная, зеленая, коричневая, лист белый, сухие листья (клена, березы, рябины) клей ПВА, кисточки для клея, губка, аудио запись П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
- Оформление выставки детского творчества «Чарующая осень».
5 этап – презентация результата:
- Открытие выставки «Чарующая осень».
Практическая работа: Выставка детских рисунков «Чарующая осень».
В результате изучения творчества русских художников Ульяновской области и открытия выставки «Чарующая осень» в детском саду, дети смогут взглянуть на осень другими глазами, с новым мироощущением, с новыми мыслями и эмоциями, и передать их красочно, воодушевленно и выразительно в рисунке.
Для продолжения данной работы можно реализовать Проект №2 «Под пушистым покрывалом снега»
Вид: Творческий.
Цель проекта : Закрепить умения детей использовать художественный материал (акварель) в рисовании. Развивать у детей способность видеть, чувствовать состояние природы в зимнее время года произведения искусства Ульяновских художников и откликаться в собственном изобразительном творчестве, формируя художественное и эстетическое восприятие.
Задачи проекта :
- развивать художественное восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства Ульяновских художников и собственных творческих работах;
- использование ахроматических и хроматических цветов;
- овладение такими графическими средствами, как линия, точка и штрих;
- продолжать развивать психомоторную координацию, управлять своими эмоциями, желаниями и настроением.
Срок реализации: 3 месяца.
Предполагаемый результат: выставка художественного творчества «Зимнее волшебство».
Проект № 3 «Весенние чудеса»
Вид проекта : творческий.
Цель проекта : развивать у детей способность видеть и чувствовать состояния природы через ознакомление с пейзажами Ульяновских художников на весеннюю тематику, развивать художественное восприятие и эмоциональность выражать свое отношение в собственном изобразительном творчестве.
Задачи проекта :
- развивать художественное восприятие, познавательный интерес и свое отношение к изобразительному искусству через весенние пейзажи художников - земляков.
- познакомить детей с нетрадиционной техникой и способом ее выразительности.
Сроки реализации проекта : 3 месяца
Предполагаемый результат: выставка работ на тему «Красавица - Весна» в нетрадиционной технике.
А также на летний период можно реализовать с детьми Проект на тему : «Цветные краски лета», где будут включены все по выше описанной структуре экскурсии, прогулки, беседы и организованные деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с репродукциями картин художника – земляка А. А. Пластова «Летом» и «Ужин трактористов», задачи которых включают формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста с картиной художника.
Таким образом, организация проектной деятельности студентов по ознакомлению дошкольников с творчеством художников Родного края позволяет приобщить подрастающее поколение к русской национальной культуре и сформировать навыки разработки и создания проектов у детей дошкольного возраста.
Литература
1. Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2011. – № 2. – С. 139–147.
2. Блохин, А. Н. Метод проектов как продуктивное образование. [Текст]/ А. Н. Блохин. – Ростов н/Д. : РГПУ, 2005.
3. Котлякова, Т. А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников [Текст] : учебное пособие. /Т. А. Котлякова. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 64 с.
4. Никонова, И. Г. Организация исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2008. – № 10. – с. 55–68.
Мой дом. Тепло. Уют и сладость.
Мой дом. Пристанище моё!
Здесь было всё : и боль, и радость,
Здесь я живу. Здесь всё своё.
И стол, и фото на стене,
Окно и детские рисунки –
Всё это очень близко мне,
И задевает сердца струнки.
Но что за дверью? За окном?
Что там вдали, за облаками?
Там будущее светится моё :
Мой город с белыми домами.
Родной мой город, что милей
Мне не найти на всей планете.
Родные люди. Их добрей
Я не сыщу на этом свете.
Любимый сквер, и парк, и речка,
И старый сад невдалеке,
Лишь мне знакомое местечко
В любимом с детства уголке.
И если вдруг судьба забросит
В чужие, неизвестные края,
Всегда, всегда я буду помнить
Тот край, что вырастил меня! Тамилла Маданова