Евгения Первеева
Организация преемственности ДОУ с начальной школой в свете требований ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация преемственности ДОУ с начальной школой в свете требований ФГОС ДО»
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным образованием в соответствии с ФГОС.
Задачи:
Публикация «Организация преемственности ДОУ с начальной школой в свете требований ФГОС ДО» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
2. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
3. Обеспечить условия для реализации плавного, без стрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский.
Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
- А что понимается под словом «преемственность» в педагогике?
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода - последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
- В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63, а образование - непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными образовательными стандартами ДО и НОО.
Цель преемственности - обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы, в свою очередь – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка, и осмысливается на более высоком уровне.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования можно выделить:
- состояние здоровья и физическое развитие детей;
- уровень развития их познавательной активности, как необходимого компонента учебной деятельности;
- умственные и нравственные способности детей;
- сформированность их интеллектуального и личностного развития;
- развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться с взрослыми и сверстниками.
ДОУ и начальная школа взаимодействуют по трем направлениям:
• Согласование направлений работы по преемственности, целей и задач.
• Тщательный отбор содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе.
• Расширение диапазона методов обучения, постоянный поиск новых форм работы.
Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.
Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни.
Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.
Как сохранить образовательную систему целостной?
В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.
«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:
• инициативность,
• самостоятельность,
• креативность,
• любознательность,
• произвольность.
Таким образом, на первое место при подготовке к школьному обучению выдвигается психологическая готовность детей и формирование умения учиться.
Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.
Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.
Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования :
• выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
• максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
• просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
• создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
• распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.
И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.
Методы и формы создания преемственности на пороге школы
При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.
Возможные формы работы с дошкольниками :
• экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т. д. ;
• знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
• проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
• участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
• подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.
Взаимодействие педагогов:
• посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
• совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
• анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
• анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
• проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».
Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:
• дни открытых дверей в школе и в детском саду;
• встречи с учителями;
• консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
• совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
• курс обучения на тему психологической готовности к школе.
Преемственность при переходе ребёнка из детского сада в начальную школу будет означать, что появившиеся у дошкольника личностные качества и особенности переходят с ребёнком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Но она может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. А ради детей можно найти время и силы для решения задач преемственности.
Подводя итог, можно сказать, что ДОУ и начальная школа тесно связаны между собой. Преемственность между ними может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И наконец-то две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством».
Воспитатель и учитель так же имеют много общего, у них общее родовое имя – педагог.
Пусть же все содержание нашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах воспитанников, изменяя наш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.