Агзамова Регина
Организация работы с родителями детей с нарушениями речи в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время все чаще наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Поэтому перед педагогами, работающими с данной категорией детей, встают вопросы ранней диагностики, выбора методов коррекционно-педагогического воздействия.
Изучая проблему организации работы с родителями, воспитывающего ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей является одной из значимых сторон совместной деятельности всего коллектива: педагогов и специалистов.
Публикация «Организация работы с родителями детей с нарушениями речи в условиях детского сада» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Известно, что семья оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности ребенка. Однако родители часто недопонимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладываются и приобретаются именно в условиях семьи. Многие родители, имеющие детей с тяжелыми нарушениями речи, испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а также формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Большинство родителей проявляют некомпетентность в вопросах речевого развития ребенка.
Выше изложенные факты побуждают педагогов заняться поиском продуктивных форм работы с семьями для решения проблем каждого ребенка и семьи индивидуально. При этом ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными, разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых.
Наш детский сад находится в Республике Башкортостан в городе Уфе, в нем функционируют 9 групп, две из которых группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Комплектование детей таких групп происходит на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, которая по результатам диагностики дает заключение для каждого ребенка.
Работу с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи в первую очередь осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключаются педагог-психолог и воспитатели группы.
Включение детей в психолого-педагогическое исследование осуществляется при наличии информированного согласия родителей. Проведению диагностики предшествует анализ медико-психолого-педагогической документации. Создаются необходимые организационные условия : предварительное знакомство с историей развития ребенка, учет возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей, требования ко времени и месту проведения, ведущей деятельности, выбору дидактического материала, организационных моментов, помогающих детям включиться в учебную деятельность.
Перед зачислением ребенка в группу учитель-логопед анализирует собранную информацию анамнестических данных, полученных результатов по разделам речевой карты, и составляет логопедическое заключение, отражая общую картину речевого развития ребенка. О результатах учитель-логопед информирует родителей.
После прохождения ПМПК и зачисления ребенка в группу компенсирующей направленности учитель-логопед консультирует родителей о текущих задачах коррекционно-логопедической работы, намечает пути сотрудничества с ними.
Параллельно с работой учителя-логопеда педагог-психолог проводит консультативную работу с семьей. В ходе общения с родителями воспитанников педагог-психолог обращает внимание на межличностные отношения в семье, отмечает позицию матери по отношению к ребенку, анализирует их реакцию на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др., учитывает состояние родителей (растерянность, тоскливость, нежелание сотрудничать, жалобы или поиск путей решения проблем).
Как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки от специалистов, желают владеть точной информаций о нарушениях психофизического состояния ребенка, быть участниками совместного составления плана сопровождения ребенка и дальнейших действий.
Помимо работы специалистов хочется отметить, что большую работу при взаимодействии с родителями проводят воспитатели логопедических групп. Основной задачей педагогов при организации деятельности с родителями является их приобщение к коррекционному процессу. Очень важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям специалистов, призвать к единству требований педагогов и родителей, обозначить, что только в этом случае возможна положительная динамика и наилучшие результаты.
Взаимодействие с родителями в нашем дошкольном учреждении строится по определённой системе, которая включает в себя:
– групповые родительские собрания (круглый стол, собрание-презентация, вечер вопросов и ответов, кафе и др., которые помогают объединить родителей, нацелить их на помощь детскому саду, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей;
– консультации, семинары – мы стараемся проводить их так, чтобы они по возможности привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителями всей предложенной информации им предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты консультаций.
К некоторым консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуются выставки пособий.
– открытые образовательные мероприятия - родители посещают с большой заинтересованностью, проводим интегрированные занятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, порадоваться достижениями своего ребёнка, обратить внимание на проблемы в знаниях своих детей. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышаются.
– информационные выставки в группе - наглядная информация для родителей представляется в виде различных папок-раскладушек, тематических папок, вкладышей с рекомендациями по ознакомлению дома и закреплению полученных данных, например, игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста; вывешиваются списки рекомендуемой для чтения дошкольникам литературы.
– индивидуальная беседа позволяет установить более тесный контакт с родителями, доверительные отношения, которые помогают донести понимание важности и нужности оказания помощи воспитателю, учителю-логопеду в достижении результатов коррекционной работы.
Немалую роль в совместной работе педагогов и семьи играет анкетирование: “Выявление представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада”, “Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе”, “Формирование речевой культуры в семье”
– памятки: “Профилактика гриппа и ОРВИ”, “Покормите птиц зимой!” (Всероссийская эколого-культурная акция, “Каждый родитель – пример для подражания” (памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода) и другие.
– также для родителей нашей группы поводим консультации по проведению домашней игротеки. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий.
Таким образом, шаг за шагом мы создаем систему взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, преодолеваем нарушения речи и создаем общую готовность ребенка к школе. Кроме того, в рамках данной работы вырабатывается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Постоянный контакт с семьей, знание привычек своего воспитанника приводит к повышению эффективности педагогического процесса.
Агзамова Р. Ф., старший воспитатель
МАДОУ Детский сад № 259,
г. Уфа Республика Башкортостан