Гуленко Нина Ивановна
Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Гуленко Нина Ивановна, старший воспитатель,
БДОУ г. Омска «Детский сад № 204
комбинированного вида»
Изменение государственной политики в области образования повлекло
за собой признание приоритетной роли семьи в воспитании детей и
необходимости взаимодействия с ней.
Отношения семьи и ДОУ определяются в ФГОС ДО как сотрудничество. Понятие «сотрудничество» относится к качественно более
высокому уровню совместных действий, когда участие в общем деле
основано на стремлении к взаимопониманию, осознании общих целей,
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
доверительном отношении, общении с равных позиций, где ни одна из
сторон не обладает привилегией контролировать, оценивать, указывать.
Родители (законные представители) должны принимать участие в
разработке части образовательной Программы Организации, формируемой
участниками образовательных отношений с учётом образовательных
потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан :
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам,
вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной
среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)
детей вопросов, связанных с реализацией.
Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с
родителями, решая следующие приоритетные задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Поиск новых форм работы с родителями становится весьма
актуальным. Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в
единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех
направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по
обмену опытом.
Детский сад сегодня работает в режиме развития: представляет собой
мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального
состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные
запросы. Нами проведен анализ социального состава родителей, их
настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провели
анкетирование, личные беседы на эту тему, помогли правильно выстроить
работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы
взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
«Круглый стол» по различным темам;
проведение дней семьи в ДОУ для сближения родителей и
детей в совместной деятельности «Театральный сундучок», «Литературный вечер», «Мы рисуем. Мир в красках», «Малая родина», «Мама – солнышко моё!», «Приобщение дошкольникам к истокам русской культуры. Изготовление тряпичной куклы» и др. ;
оформление тематических выставок;
консультации специалистов;
семейные спортивные встречи «Папа, мама, я – спортивная семья!»,
«Нам болезни не страшны, с физкультурой мы дружны!», «Весёлая физкультура», «Вместе с папами» и др ;
просмотры открытых занятий;
творческие гостиные по обмену опытом семейного воспитания «Как
сохранить и укрепить здоровье малыша», «Воспитываем мальчиков и
девочек», «Ребенок и книга», «Рисуем вместе!», «Мужское воспитание» «Игра в жизни ребенка» и многие др;
конкурсы семейных проектов «Моя родословная», «Малыш –
крепыш», «Здоровье – это здорово!», «Они подарили нам мир!», «Как я провел лето», «Семейный отдых» и др. ;
портфолио семейного успеха;
день открытых дверей;
разработка и изготовление для родителей буклетов, памяток, брошюр
по актуальным темам;
участие родителей в реализации длительных проектов «Быть здоровым
– это здорово!», «Творчество воспитателя – залог успешности воспитанника», «Наш любимый город Омск!», «Пусть музыка дарит крылья!»;
участие в работе сайта ДОУ.
Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ еще недавно казалось
такой большой проблемой. Однако, в результате проведенной работы
получены весьма позитивные изменения:
- пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что
родителям интересно в ДОУ, они все чаще становятся инициаторами
взаимодействия, участия в совместных мероприятиях в ДОУ;
- воспитатели, проявляя творчество, стали теснее и ближе общаться со
всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым
мероприятиям, к участию в создании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
- изменился характер общения родителей и педагогов: взаимоотношения
стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом,
предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник.
Формальное общение исчезает;
- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно
влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в
себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют
инициативу в тех вопросах и видах деятельности, где видят интерес и активность своих родителей.
Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Работа с родителями это процесс общения разных людей, который не
всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут
возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и
родителей. Важным моментом в предупреждении возникновения
проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с
родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок
провел день, чему научился, каких успехов достиг, над чем ещё надо
поработать.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей
работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном
процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это
необходимо для развития их собственного ребенка.
Список литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
дошкольного образования.
2. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентный подход в работе
дошкольного образовательного учреждения с родителями. - СПб: ООО
«Издательство «Детство- Пресс», 2013.
3. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и
родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная
педагогика. - 2010. - № 2