галина перминова
Организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами в условиях сельского детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного, предъявляют сегодня высокие требования к качеству образования, к поиску и организации эффективных форм предоставления образовательных услуг.
Многие дошкольные учреждения, особенно на селе, имеют очень ограниченную площадь для выстраивания образовательно-развивающей среды. Отсутствие помещений для организации дополнительного образования, музыкального, физкультурного зала, игротек делает пребывание ребенка в детском саду монотонным, однообразным процессом, несмотря на весь опыт и талант воспитателя как позитивной и творческой личности. Поэтому поиск неординарных инновационных форм организации воспитательно-образовательного процесса, расширения границ образовательного пространства детского сада становится очень актуальным.
Публикация «Организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами в условиях сельского детского сада» размещена в разделах
На данный момент одной из таких форм является сетевая форма взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения. А Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет за образовательными учреждениями сетевую форму реализации образовательных программ и регламентирует механизм реализации сетевого взаимодействия (глава 2, статья 15).
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на достижение следующей цели:
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования (ст. 1.5, п. 2)
И ставит перед дошкольными учреждениями новые задачи:
• обеспечить доступность и вариативность образовательных услуг;
• расширить содержание образования с учётом индивидуальных особенностей, потребностей детей, запросов родителей и общества как основы повышения качества дошкольного образования;
• формировать общую культуру личности ребёнка, приобщить его к социокультурным ценностям.
Я считаю, что малокомплектным сельским детским садам в условиях ограниченных социальных, кадровых, материально-технических, финансовых возможностей, успешно реализовать поставленные задачи можно только через формирование гибкой, многофункциональной системы или социокультурной сети, которая обеспечит право каждого ребёнка на доступное и качественное дошкольное образование, даст возможность каждому участнику образовательных отношений успешно реализовать свои творческие способности.
Имея многолетний опыт работы взаимодействия нашего детского сада с учреждениями ближнего социального окружения (Красногорская ООШ, дом культуры, сельская библиотека, ФАП, СПК «Новый путь», могу с уверенностью сказать, что сетевое партнёрство позволяет выстроить единое образовательное пространство, создать более мощную ресурсную базу, обеспечить вариативность образовательных программ и доступ к образованию наибольшему числу дошкольников с учётом их образовательных потребностей и способностей.
В нашем детском саду фундамент сетевого взаимодействия с социумом был заложен ещё в 2008 году. В это время коллективом детского сада была выработана стратегия по переводу учреждения из режима функционирования в режим развития, которая была изложена в Программе развития учреждения на 2008-2011 года. Одним из основных направлений развития детского сада уже тогда стало взаимодействие с социумом и родителями (законными представителями) воспитанников. Изучив запросы детей, родителей, оценив свою ресурсную базу, возможности социума, готовность их к сотрудничеству, поняли, что тесное взаимодействие с социумом создаст благоприятные условия для гармоничного разностороннего развития дошкольников, формирования их позитивных личностных качеств и позитивного отношения к окружающей действительности и социализации в целом. Целью взаимодействия детского сада с учреждениями социума было - создание единого социокультурного образовательного пространства и обеспечение его оптимального функционирования.
Субъектами сетевого взаимодействия нашего учреждения являются:
• МБОУ Красногорская ООШ.
• Красногорский дом культуры.
• Красногорская сельская библиотека.
• Красногорский ФАП.
• СПК «Новый путь».
• Дошкольные учреждения Хмелевицкого микрорайона.
Так на протяжении многих лет в рамках реализации преемственности дошкольного и начального общего образования, создания для детей равных стартовых возможностей при поступлении в школу ведётся взаимная целенаправленная работа с МБОУ Красногорской ООШ.
Основными целями и задачами сетевого взаимодействия являются :
• Реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав образовательному процессу последовательный и системный характер.
• Создание благоприятных условий для быстрой адаптации дошкольников к школе, для воспитания и обучения, охраны и укрепления их здоровья, обеспечения физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личночтного развития.
Данная работа ведётся по трё м направлениям:
• Методическая работа, которая включает изучение федеральных образовательных стандартов, анализ программ, контроль за развитием детей 5-7 года жизни и коррекционная работа, отслеживание успеваемости учащихся 1- го класса, взаимопосещения занятий и уроков.
• Работа с детьми – это совместные праздники, развлечения (День знаний, Новый год, Последний звонок, Выпускной бал, День здоровья и т. д.); экскурсии в школу, знакомство с первой учительницей, организация «Школы будущих первоклассников».
• Работа с родителями (законными представителями) предполагает информирование и консультирование родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению, о школьной зрелости детей, как помочь ребёнку при поступлении в школу, что должен знать и уметь первоклассник, а так же проведение совместных с учителями начальных классов родительских встреч, дней открытых дверей и т. д.
Используя материально-технические ресурсы школы, мы имеем возможность расширить границы сетевого взаимодействия за пределы микросоциума. За последние два года наши дошкольники побывали в этнографическом музее города Шахунья, железнодорожном вокзале, забирались на перекидной мост, посетили ФОК «Атлант», прогулялись по центральной части города, познакомились с достопримечательностями Шахуньи, в рамках экскурсионного краеведения совершили увлекательные путешествия в соседние с Красногором деревни (Андрианово, Мартыниха, Дыхалиха) и узнали где живут их друзья.
Социальное партнёрство с учреждениями культуры нашего села (ДК, библиотека, помимо образовательной и развлекательной стороны, даёт всем участникам сетевого взаимодействия огромный толчок для самореализации, раскрытия талантов, творческих способностей, раскрепощенности, веры в себя, помогает приобщить детей к культурным ценностям, искусству, книге.
На базе дома культуры дети старшей группы занимаются танцами, участвуют в концертных программах, в каникулярный период участвуют в познавательно-развлекательных досугах.
Увлекательные встречи детей ждут в Красногорской сельской библиотеке, в которой всегда царит атмосфера уюта и доброжелательности. Перешагнув порог библиотеки, дети сразу попадают в таинственный мир сказок, знакомятся с творчеством разных детских писателей, с историей родного края, читают книги, совершают виртуальные путешествия в прошлое и настоящее, выполняют литературные задания, играют в настольные развивающие игры.
Особый интерес у детей вызывают походы на объекты СПК «Новый путь». Началась посевная или уборочная кампания, и наши дошкольники тук как тут: наблюдают как механизаторы готовят сельхозтехнику, как обрабатывают поля, сеют, и убираю зерно, закладывают силос на корм коровам, наблюдают за коровами на пастбище и т. д. Принцип народной пословицы - «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - на сто процентов работает на качественное предоставление образовательных услуг.
Форму сетевого взаимодействия с дошкольными учреждениями Хмелевицкого микрорайона можно рассматривать только с позиции информационного взаимодействия в рамках трансляции и обмена опытом работы, организации методической работы между учреждениями с целью реализации какого-либо образовательного проекта. Хотя дети МБДОУ Хмелевицкого детского сада были у нас в гостях с целью участия в мероприятии, посвященного Всемирному Дню здоровья. А в этом году в феврале наши дети были приглашены в МБОУ Хмелевицкую СОШ на спортивные соревнования среди учащихся первого класса школы и старших воспитанников нашего и Хмелевицкого детского сада.
Как же выстраивалась наша работа дальше?
Для полноценного функционирования социокультурной сети на первом этапе нами был разработан среднесрочный проект по взаимодействию с социумом, включающий в себя цели, задачи, план мероприятий и ожидаемые результаты. Реализация проекта как часть Программы развития осуществлялась через годовое планирование учреждения без дополнительных финансовых затрат. На следующем этапе возникла необходимость разработки нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие с социумом. С социальными партнёрами были заключены договоры о сотрудничестве и разработаны планы совместной работы.
В 2015-2016 учебном году было разработано Положение о сетевом взаимодействии между образовательными учреждениями микросоциума, которое регламентирует порядок сетевого взаимодействия с социальными партнёрами.
Сетевое взаимодействие с социумом строится на основе следующих принципов:
• возрастной адекватности;
• профессиональной компетентности;
• взаимодействия и взаимосвязи;
• обязательности исполнения договоренности;
• добровольности.
Эффект сетевого взаимодействия учреждений позволяет на практике:
• добиться вместе того, чего нельзя добиться поодиночке;
• усилить взаимопомощь;
• расширить границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями;
• помогать в работе друг другу и делать работу совместно;
• обеспечить обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями;
• морально поддержать участников взаимодействия.
И так, какие же преимущества получает детский сад от реализации сетевой формы взаимодействия?
• Во-первых, все ресурсные возможности детского сада расширяются до масштабов сети.
• Во-вторых, детский сад получает мощный толчок к развитию за счет включения в новые проекты, расширяет пути взаимодействия.
• В-третьих, детский сад получает реальные основания для повышения социального статуса, социального позиционирования в сфере дошкольного образования и, более того, сетевое взаимодействие предоставляет разнообразные ресурсы и средства для этого.
• В-четвертых, детский сад включается в общественный рейтинг, который позволяет не только получить общую картину по своему учреждению, но и оценить свои позиции по различным основаниям в сравнении с другими учреждениями.
Таким образом, мы пришли к выводу, что организация сетевого взаимодействия учреждений социума на селе является самым приемлемым вариантом предоставления качественных образовательных услуг, помогает дошкольному учреждению динамично развиваться, повышает его престиж, делает его открытым и конкурентоспособным.
В заключение своего выступления хочу поделиться планами на будущее. В работе по сетевому взаимодействию мы ставим новые цели и задачи. Расширение границ сетевого взаимодействия за пределы микросоциума – это наша дальнейшая перспектива. Идея экскурсионного краеведения подтолкнула нас к мысли наладить сотрудничество с учреждениями соцкультбыта соседних сел: музыкальной школой села Хмелевицы, краеведческим музеем в селе Б. Свеча. Хотелось бы в полной мере освоить формы сетевого взаимодействия через Интернет, активно взаимодействовать с физкультурно-оздоровительным комплексом «Атлант», городским Дворцом культуры, со средствами массовой информации телекомпанией «Земляки» и газетой «Знамя труда». А также выстроить более эффективное сетевое партнерство внутри системы дошкольного образования.
Взяв на вооружение слова английского драматурга Джона Уэбстера: - «люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» - я, уважаемые коллеги, выражаю надежду на плодотворное сотрудничество.