Александра
Организация предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Организация предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения».
Цель: сформировать знания об особенностях организации предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Дать представления об организации ПРС с учетом возрастных особенностей развития детей 4-5 лет.
2. Развивать профессиональный интерес.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
3. Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения, ответственность.
4. Проверить усвоение лекционного материала посредством выполнения самостоятельной работы (составить требования к организации ПРС в средней группе).
Основные понятия: предметно-развивающая среда, компоненты предметно-развивающей среды, содержание предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения.
Продолжительность: 1 час 30 минут.
Контингент обучающихся: дневная форма обучения, 2 курс, 202 группа.
Методы обучения: учебная лекция, метод беседы, наглядный метод, метод письменного контроля, дедуктивный метод (от общего к частному).
Необходимое оборудование: настенный экран, проектор, ноутбук.
Планируемые результаты обучения: усвоение основных понятий по теме «Организация предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения», сформированность профессиональных и специальных компетенций: ОПК – 4 (готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов); ПКД – 3 (способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности); ПКД – 4 (готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении).
Содержание занятия:
1. Вступление.
Здравствуйте! Тема нашего занятия «Организация предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения».
Цель: сформировать знания об особенностях организации предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Дать представления об организации ПРС с учетом возрастных особенностей развития детей 4-5 лет.
2. Развивать профессиональный интерес.
3. Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения, ответственность.
4. Проверить усвоение лекционного материала посредством самостоятельной работы (составить требования к организации ПРС в средней группе).
Основные понятия: предметно-развивающая среда, компоненты предметно-развивающей среды, содержание предметно-развивающей среды в средней группе дошкольного образовательного учреждения.
План:
1. Организация ПРС с учетом возрастных особенностей развития детей 4-5 лет.
2. Компоненты предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет и перечень необходимых материалов и оборудования.
Основная литература:
1. Петровский, В. А., Кларина, Л. М., Смывина, Л. А., Стрелкова, Л. П. / В. А. Петровский и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003.
2. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду / Н. В. Нищева. – Спб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
3. Полякова, М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ / М. Н. Полякова. – М. : Центр педагогического образования, 2008.
4. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005 – №4.
2. Основная часть.
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
Нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Сегодня мы подробнее остановимся на организации ПРС в средней группе дошкольников.
В данной группе детей необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Организуя предметную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.
Рассмотрим организацию ПРС с учетом возрастных особенностей развития детей 4-5 лет.
1. Организация ПРС с учетом возрастных особенностей развития детей 4-5 лет.
Четвертый и пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В этот период происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.
Усиливается познавательная активность дошкольников, пробуждается интерес к окружающему миру. Поэтому в группе должен уголок познания, где ребёнок имеет возможность познавать, исследовать. Помочь воспитателю в этом могут обучающие и развивающие игры. Главное, чтобы у ребёнка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть разнообразным и постоянно меняться (1 раз в 2 месяца). Примерно 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
В группе также необходимо оборудовать центр «песок-вода». Игры с песком, водой, красками, глиной, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования.
Одной из особенностей развития детей 4-5 лет является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста всё отчётливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время иметь черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.
Особое значение в этом возрасте приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты, когда не участвующие в игре дети пытаются игнорировать правила игры, либо вторгаются на территорию играющих. Во избежание этого, можно использовать лёгкие раскладные ширмы, цветные шнуры, игровые коврики. Обозначив таким образом игровые границы, играющие чувствуют себя увереннее, игровая группа быстрее сплачивается, возникают новые замыслы.
Ребёнок средней группы любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты, и если сюжет игры воспроизводится с увлечением, то не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом игры в полной мере. Снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры - сигнал о необходимости существенных изменений в игровой среде. В этом случае в группу вносятся атрибуты для новых сюжетов. Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребёнка опытом: семья, магазин, детский сад, праздник и другие.
Пятилетний ребёнок придаёт большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, медведи и другие) разных, не очень крупных размеров; наборы мебели крупной и для игр на столе, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Необходим в группе запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и различной формы, бечёвок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок. Всё это найдёт своё применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества. Не стоит забывать о месте для ряженья, куда стоит добавить предметы украшения, детали для обозначения профессии, костюмы сказочных героев, маски животных.
У ребёнка среднего дошкольного возраста велик интерес к познанию себя. Помочь осознать свои особенности, умения, представления о семье, людях разного возраста, пола, профессии, эмоциональном состоянии помогут различные иллюстрации, плакаты, фотографии. В группе надо иметь зеркало, где ребёнок может увидеть своё преображение.
Для того чтобы воспитать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пластиковые контейнеры, корзины, тканевые модули для игрушек. Ребёнку легче собирать игровой материал в них, чем укладывать его в коробки или раскладывать на полку.
Существенное значение имеют дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей четвертого и пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей этого возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая, к своего рода, опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
В среднем дошкольном возрасте у детей проявляется высокий интерес к языку, речи. Группу оснащают техническими средствами (магнитофоном, диктофоном и пр.) Следует внимание уделять книгам, среди которых должны быть познавательные книги, справочная литература, обучающие книги и рабочие тетради.
Движения детей 4-5 лет становятся более координированными, уверенными. Дошкольники испытывают потребность в движении. Если эта потребность недостаточно удовлетворена, то дети быстро перевозбуждаются, капризничают. Для этого необходимо предусмотреть в группе возможности для разнообразно двигательной деятельности.
Вследствие этого предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Мебель, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения. Желательно иметь в группе спортивный мини-комплекс, дополнив его большим поролоновым матом для безопасности. Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
В случае если нет места для спортивного мини-комплекса, нужно предусмотреть использование в группе различных спортивных снарядов, не требующих пространства (мишени, мячи с липучками, небольшие тренажёры).
Можно создать в группе (дорожку движения, или «физкультурную тропу», - трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребёнком. Например: попрыгать из круга в круг, 5 раз присесть, пройти два метра на четвереньках, присесть, встать, покружиться на месте и так далее. Задания надо регулярно обновлять, чтобы стимулировать желание и интерес выполнить их.
Необходимо помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. Поэтому в тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (долго сидят) нужно повесить различные «мобили» или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл – встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.
В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти место, где ребёнок мог бы выставить, повесить свою работу, украсить ею групповую комнату.
Мы рассмотрели наиболее общие особенности и требования к организации развивающей среды в средней группе детского сада. Каждый педагог может дополнять её, вносить элементы, связанные с особенностями своего ДОУ, той образовательной программы, по которой работает, с учётом состава детей группы, своих личных особенностей и возможностей.
Таким образом, проектирование ПРС для детей 4-5 лет имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей этого возраста и направлено на реализации следующих задач:
1. Дальнейшее укрепление психофизического здоровья, развитие двигательной активности детей.
2. Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности, самопознания, представлений об окружающем.
3. Формирование гуманных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных играх и занятиях.
4. Воспитание самостоятельности и инициативы на основе освоения разнообразных способов действий и развития стремления к самоутверждению.
5. Развитие творческих проявлений в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
Главная задача воспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
2. Компоненты предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет и перечень необходимых материалов и оборудования.
Рассмотрим компоненты ПРС для детей 4-5 лет и перечень необходимых материалов и оборудования с учетом рассмотренных возрастных особенностей детей 4-5 лет.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.)
Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.
Напомню, что в соответствии с Концепцией в каждой возрастной группе выделяются следующие зоны (центры):
- зона сюжетно-ролевых игр
- зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми
- учебная зона
- физкультурно-оздоровительная зона
- литературная зона
- экологическая зона
- зона художественно-творческой деятельности детей.
Раскроем ПРС каждой зоны в средней группе ДОУ подробнее.
Характерным для зоны сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровой обстановки «под замысел».
1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).
Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники – прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона) .
Шофер, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки; копии разных инструментов – гаечный ключ, молоток, отвертка, пассатижи, насос; бензоколонка – кубы, модуль; шланг – веревка; руль.
Повар: колпак и фартук, посуда, продукты.
Летчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал, пульт управления с функциональными кнопками – дверные звонки; выключатели – реальные предметы, дети сами мастерят из них пульт.
Машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт.
Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.
Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль; якорь на шнуре; мачта с флагом; инструменты; бутафория – штурвал, капитанский мостик, спасательный круг, подзорная труба.
Ящик замечательных вещей: бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые, катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы, веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.
2. Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные – домики, гаражи; плоскостные – карты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные); неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы.
Зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми.
Перечень необходимых материалов ПРС этой зоны:
1. Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.
2. Образцы построек и поделок.
3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров.
4. Палочки.
5. Наборы для моделирования
Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен. Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки. Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде).
Учебная зона.
Игры и оборудование для развития речи:
1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5x10 см). Наклеить: кусочек искусственного меха; наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой; кусочек мягкой ткани (байки, фланель); воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно) ; спички или маленькие тонкие палочки; скорлупки от орехов; фольгу или целлофан; бархат или бархатистую ткань; рубчатую ткань (вельвет); крупу (гречневую или перловую); чешуйки от шишки.
2. Коллаж - лист картона, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры
3. Настольно-печатные игры.
4. «Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями).
5. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема.
Игры и оборудование для математического развития:
1. Игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб».
2. Серия: «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Волшебный куб», «Сложи картинку».
3. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой») .
4. Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений.
5. Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).
6. Игры с алгоритмами, включающие 3—5 элементов («Выращивание дерева»).
7. Альбомы с образцами логических упражнений.
Физкультурно-оздоровительная зона.
В этой возрастной группе необходимо иметь «Физкультурный уголок», который может быть представлен как тележка на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. «Физкультурный уголок» располагается в углу комнаты.
1. Материалы для игр (мячик, скакалка, обручи и пр.)
2. Картотека подвижных игр.
Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры) следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены. Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей. В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.
Литературная зона.
Книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста:
1. Произведения малых форм русского народного и фольклора народов мира.
2. Произведения поэтов и писателей России.
3. Литературные сказки.
4. Русские народные и сказки народов мира.
5. Небылицы.
6. Басни (со средней группой) .
7. Серии сюжетных картинок (истории в картинках) со средней группой.
Экологическая зона.
1. Комнатные (цветы с крупными листьями: фикус, бегония; цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек») и искусственные растения (сравнение объектов по признаку «живое — неживое»).
2. Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеенчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления и т. д.)
3. Календарь природы.
4. Картины - пейзажи по времени года.
5. Мини-лаборатория для исследовательских опытов.
6. Материалы по разделам: песок, соль, вода, магнит, бумага и т. д.
7. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
8. Сита и воронки.
9. Соломки для коктейля.
10. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости (для рассматривания песчинок).
11. Разные виды бумаги.
12. Карточки-схемы проведения экспериментов.
13. Персонажи, наделенные определенными чертами (любознательный, удивляющийся и задающий вопросы Почемучка, от имени которых моделируются проблемные ситуации.
Зона художественно-творческой деятельности детей.
Оборудование для ИЗО-деятельности:
Развертывание и реализация новых целей требуют от детей более развитых и разнообразных навыков и умений. В связи с этим потребуются новые материалы и инструменты. Дети активно работают с ножницами по созданию коллажей, используют в своей работе по конструированию природные и бросовые материалы и т. п. Дети, в этом возрасте, воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, мы вводим в перечень эти пособия.
1. Полочка с произведениями искусства.
2. Трафареты, лекала, геометрические формы.
3. Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры.
4. Белая и цветная бумага.
5. Ножницы.
6. Пластилин, салфетки.
7. Изобразительные и пластические материалы (угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.).
Театрализованная деятельность.
1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
2. Кукольный театр.
3. Театр из игрушек-самоделок.
4. Театр резиновых игрушек.
5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
6. Клубковый театр.
7. Театр марионеток.
8. Плоскостной театр.
9. Теневой театр.
10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).