Маргарита Шахова
Организация предметно-развивающей среды как условие развития речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению. Поэтому актуальна проблема поиска оптимальных путей развития связной речи.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды как условие развития речи детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Поэтому создание предметно-развивающей среды в группе может стать значимым фактором, влияющим на развитие речи детей. (Слайд 2)
Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. Предметно-развивающая среда, содержательное общение со взрослыми – вот необходимые условия, при которых ребенок будет расти и развиваться.
Развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
В состав предметно-развивающей среды входит театрализованная деятельность. (Слайд-3,4,5,6,7). Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий.
Также дети очень любят зону ряженья.). В зоне ряженья хранятся: шляпы, кулоны, бусы, короны, платочки с кружевами и др. Все эти материалы побуждают ребят к включению в игру, речевому общению, творческой деятельности. Действуя с различными предметами, дети охотно общаются друг с другом и со взрослыми, у них легче формируется монологическая и диалогическая речь. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх и негативные переживания.
Также в нашей группе создан музыкальный уголок. (Слайд–8). Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью в группе самостоятельно петь песни, исполнять несложные попевки, слушать в аудиозаписи музыкальные классические произведения, песни, сказки.
(Слайд-9).
Так выглядит уголок «Художественного творчества» в нашей группе. Здесь хранится всё, что необходимо для творчества: это инструменты для работы (различные кисти, ножницы, палитры, трафареты и т. д.). Различный материал (цветная бумага, картон, кусочки ткани, тесьма, акварельные краски, мелки, цветные карандаши и пр.) Такая работа в среде способствует развитию творческого воображения, творческой фантазии, мелкой моторики рук. Давно известно, что, то насколько хорошо у ребенка развита речь, напрямую зависит от уровня развития у него мелкой моторики рук.
Также в групповой комнате имеется уголок конструктивной деятельности (слайд10, уголок сюжетно-ролевой игры (слайд 11, 12, книжный уголок (слайд 13, уголок природы и исследовательской деятельности (слайд 14,15)
Основным центром предметно-развивающей среды в группе является - коррекционный уголок. (Слайд-16) Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке. Это создает более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку удобный, дети сами подходят к нему и занимаются. В его оборудование входят зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. (слайд 17,18,19) С их помощью создаем условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности.
Организация и работа в этом центре стимулирует развитие ребёнка, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует его речевую активность. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам, что предполагает системность в работе.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от лексической темы. (Слайд-20). Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому весь материал должен соответствовать возрасту детей. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.
Итак, организация предметно-развивающей среды требует особого внимания воспитателя и учителя-логопеда, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка. Это подтверждается исследованиями психологов: на развивающийся организм ребенка большое влияние оказывает не только социальная, но и правильно организованная предметно-развивающая среда.