Косова Любовь
Консультация для воспитателей «Как осуществить восприятие художественных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Как осуществить восприятие художественных произведений»
«Чтение – слушание – это не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания)»
О. В. Чиндилова
Технология продуктивного чтения обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (читает педагог) полноценное восприятие и понимание текста ребенком, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Технология предполагает три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Задача педагога – вызвать у ребёнка желание, мотивацию услышать содержание книги.
Дети листают книгу, рассматривают иллюстрации. Во время обсуждения названия книги, просмотра иллюстраций и вопросов взрослого высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Задача педагога – обеспечить полноценное восприятие текста.
1. Дошкольники слушают чтение взрослого с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
2. Чтение (взрослым) вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом художественной задачи текста и читательских возможностей детей. В процессе чтения проводится объяснение и уточнение значений слов.
3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Задача педагога – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
1. Педагог предлагает детям коротко рассказать, о чём текст. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом?
4. Выполнение творческих заданий: рисование, пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование. Можно дать творческие задания группе детей. Главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности (В. Г. Маранцман). Из четырёх сфер читательской деятельности (эмоциональная, воображения, осмысление содержания, реакция на художественную форму) самая развитая у дошкольников - это сфера осмысления содержания.