Анна Иванова
Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средней группы
Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Познавательно – исследовательская деятельность создает такие условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает. Развитие исследовательских навыков и умений является важным компонентом образовательного процесса в детском саду. Стремление к опытному познанию окружающего мира проявляется уже у детей ясельного возраста. Младшие дошкольники активно накапливают знания в виде ярких образов, запомнившихся в процессе исследования. К 4–5 годам дети становятся настоящими «почемучками» : задают вопросы обо всём, что вызвало интерес, а получить ответ самостоятельно у них пока не хватает умений.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средней группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Организуя занятия по поисково-исследовательской деятельности, необходимо учитывать уровень психического развития и мышления детей. Дошкольники средней группы экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов. Опыты помогают развивать творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе, помогают приобрести новые знания о том или ином предмете.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для организации экспериментирования в средней группе стоит ряд задач :
1. Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе.
2. Развитие наблюдательности. Дети должны научиться подмечать особенности объектов (внешнего вида, характера взаимодействия с другими предметами и явлениями).
3. Формирование умения самостоятельно обозначать проблему/вопрос и выдвигать гипотезы для изучения в практической работе.
4. Создание позитивной и дружеской атмосферы в группе, формирование умения работать в коллективе.
Воспитатель средней группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:
1. Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
2. Речевое сопровождение (так как в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
3. Учитывать индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
4. Учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
5. Эксперимент — это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
6. Учитывать возрастные особенности детей.
Существует классификация детского экспериментирования:
1. По характеру объектов: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
2. По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке;
3. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
4. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
5. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. По продолжительности: кратковременные (5–15 мин., длительные (свыше 15 мин.)
7. По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (все известно, и эксперимент только подтверждает факты, поисковые (не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;
8. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
9. По способу применения: демонстрационные, фронтальные;
10. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Методы и приемы:
• беседы;
• наблюдения;
• моделирование (создание моделей об изменениях неживой природы);
• опыты;
• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
• трудовые поручения, действия.
Дошкольники средней группы обладают наглядно-образным типом мышления, поэтому дети лучше воспринимают те указания и объяснения, которые зрительно представляют. Практические исследования проводят по словесным инструкциям, дети хорошо понимают указания взрослого. Постепенно стоит учить работе по простым схемам, в которых показан алгоритм экспериментирования (в картинках). В средней группе включается самостоятельное фиксирование результатов исследования воспитанниками (заполнение карточек опыта, ведение дневника наблюдений).
Продуктивной оказывается работа, проводимая с элементами игры, тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок, зависит его активность во время опытной деятельности.
В нашей группе мы создали уголок экспериментирования, который называется «Лаборатория Почемучек», а представляет его Незнайка. В уголок поместили материалы соответствующие возрасту детей средней группы. Все материалы находятся в доступном месте, в подписанных коробках.
Оборудование и материалы:
- правила поведения в уголке экспериментирования.
- карточки-схемы проведения экспериментов, опытов.
- приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты, зеркала, линейки т. д.
- природный материал: камешки, песок, ракушки, шишки, перья и др. ;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика, контейнеры из «киндер-сюрпризов»;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, и др.
- коллекции: семена разных растений, коллекции «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
- материалы для игр с мыльной пеной;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
- «бросовый материал» : тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
- дневник наблюдений, журналы экспериментирования для фиксирования результатов исследований;
- книги познавательного характера для среднего возраста.
Таким образом, организация детской деятельности в рамках поисково-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.
Список используемой литературы:
1. https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/
2. https://kssovushka.ru/zhurnal/11/940-organizatsiya-poznavatelno-
3. https://dohcolonoc.ru/cons/13942-poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
5. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой М., 2004
7. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
8. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 939-942.