МААМ-картинки

Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средней группы (1 фото)

Анна Иванова
Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средней группы
▼ Скачать

Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средней группы

Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Познавательно – исследовательская деятельность создает такие условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает. Развитие исследовательских навыков и умений является важным компонентом образовательного процесса в детском саду. Стремление к опытному познанию окружающего мира проявляется уже у детей ясельного возраста. Младшие дошкольники активно накапливают знания в виде ярких образов, запомнившихся в процессе исследования. К 4–5 годам дети становятся настоящими «почемучками» : задают вопросы обо всём, что вызвало интерес, а получить ответ самостоятельно у них пока не хватает умений.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средней группы» размещена в разделах

Организуя занятия по поисково-исследовательской деятельности, необходимо учитывать уровень психического развития и мышления детей. Дошкольники средней группы экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов. Опыты помогают развивать творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе, помогают приобрести новые знания о том или ином предмете.

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для организации экспериментирования в средней группе стоит ряд задач :

1. Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе.

2. Развитие наблюдательности. Дети должны научиться подмечать особенности объектов (внешнего вида, характера взаимодействия с другими предметами и явлениями).

3. Формирование умения самостоятельно обозначать проблему/вопрос и выдвигать гипотезы для изучения в практической работе.

4. Создание позитивной и дружеской атмосферы в группе, формирование умения работать в коллективе.

Воспитатель средней группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

1. Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

2. Речевое сопровождение (так как в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

3. Учитывать индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

4. Учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

5. Эксперимент — это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

6. Учитывать возрастные особенности детей.

Существует классификация детского экспериментирования:

1. По характеру объектов: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

2. По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке;

3. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

4. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические

5. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

6. По продолжительности: кратковременные (5–15 мин., длительные (свыше 15 мин.)

7. По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (все известно, и эксперимент только подтверждает факты, поисковые (не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;

8. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

9. По способу применения: демонстрационные, фронтальные;

10. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Методы и приемы:

• беседы;

• наблюдения;

• моделирование (создание моделей об изменениях неживой природы);

• опыты;

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• трудовые поручения, действия.

Дошкольники средней группы обладают наглядно-образным типом мышления, поэтому дети лучше воспринимают те указания и объяснения, которые зрительно представляют. Практические исследования проводят по словесным инструкциям, дети хорошо понимают указания взрослого. Постепенно стоит учить работе по простым схемам, в которых показан алгоритм экспериментирования (в картинках). В средней группе включается самостоятельное фиксирование результатов исследования воспитанниками (заполнение карточек опыта, ведение дневника наблюдений).

Продуктивной оказывается работа, проводимая с элементами игры, тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок, зависит его активность во время опытной деятельности.

В нашей группе мы создали уголок экспериментирования, который называется «Лаборатория Почемучек», а представляет его Незнайка. В уголок поместили материалы соответствующие возрасту детей средней группы. Все материалы находятся в доступном месте, в подписанных коробках.

Оборудование и материалы:

- правила поведения в уголке экспериментирования.

- карточки-схемы проведения экспериментов, опытов.

- приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты, зеркала, линейки т. д.

- природный материал: камешки, песок, ракушки, шишки, перья и др. ;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика, контейнеры из «киндер-сюрпризов»;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ;

- прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, и др.

- коллекции: семена разных растений, коллекции «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

- «бросовый материал» : тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

- дневник наблюдений, журналы экспериментирования для фиксирования результатов исследований;

- книги познавательного характера для среднего возраста.

Таким образом, организация детской деятельности в рамках поисково-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.

Список используемой литературы:

1. https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/

2. https://kssovushka.ru/zhurnal/11/940-organizatsiya-poznavatelno-

3. https://dohcolonoc.ru/cons/13942-poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004

5. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой М., 2004

7. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

8. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 939-942.

Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средней группы
Публикации по теме:

Использование метеоплощадки в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Во многих работах отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани» Цель: Путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с воспитанниками средней группы «Тонет — не тонет» Цель:Формировать представление о том, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают, остаются на поверхности воды. Психолого-педагогические.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-вода» воспитателя с детьми средней группы Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми средней группы «Волшебница-вода» Маркова Оксана.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования. Провела: старший воспитатель.

Новые формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ по зрению «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица В настоящее время в стране активно происходит.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно происходит процесс развития.

Организация познавательно-исследовательской деятельности во время прогулки Технологическая карта прогулки Дата проведения: март 2019г. Место проведения: МКДОУ д/с №1 «Солнышко» п. Красное-на-Волге ФИО педагога:.

Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД № 110 Организация.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Знакомство с Китаем»Проект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Знакомство с Китаем» ПРОЕКТ по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы На тему: «Знакомство с Китаем» Воспитатель: Буровсих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средней группы
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 19:33
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средней группы» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД