Ольга Вострякова
Организация познавательно-исследовательской деятельности во время прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта прогулки
Дата проведения: март 2019г.
Место проведения: МКДОУ д/с №1 «Солнышко» п. Красное-на-Волге
ФИО педагога: Вострякова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Возрастная группа воспитанников: подготовительная
Направленность группы: общеобразовательная
Вид прогулки: прогулка с персонажем
Время проведения прогулки с 11.10 час. по 12.25 час.
Наблюдение за капелью.
Форма организации детей – подгрупповая.
Вид наблюдения – длительное.
Оборудование: сосуды для сбора талой воды (3 шт.)
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности во время прогулки» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Длительность: от 15 до 25 минут.
Цель:
1. закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;
2. обучать исследовательским действиям.
Перед выходом на улицу воспитатель перевоплощается в профессора Чудакова.
«Здравствуйте, дети! Я – профессор Чудаков. Занимаюсь исследованием окружающего мира и даже сделал уже несколько важных открытий. Мне стало известно, что вы тоже любите решать всякие сложные задачи. Это правда? Очень рад познакомится с такими любознательными детьми. Как раз сейчас я занимаюсь очень сложным вопросом. Помогите мне узнать источник этих странных звуков. Предлагает детям прослушать mp3 запись «Звук капели». Спрашивает: «Что же это может быть?». Выслушав ответы, приглашает детей в «лабораторию опытов и экспериментов под открытым небом», чтобы там проверить ответы.
Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.
• С какой стороны сосульки длиннее - с солнечной или теневой (С солнечной)
• Почему? (Солнце пригревает больше и от этого они «растут».)
• В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так ка разрушается от мороза и ветра.)
• А в солнечный день? (растет.)
• С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной – солнце греет лёд, и он превращается в воду.)
Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.
А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище – на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульками, которые находятся возле дороги.
Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат:
- Подснежник, полно спать!
А шубки белок и зайчат
С утра мокры опять.
И, замедляя хитрый бег,
Идя по снегу вброд,
Проваливаясь в талый снег,
Лиса из лунки пьёт.
Жемчужинки слетают вниз:
«А ну, ловите нас!»
Весь в дырочках от светлых брызг
Под ёлкой хрупкий наст.
Но всё же март, а не апрель
Лишь солнышко зайдёт,
Смолкает звонкая капель
И вновь на ветках лёд.
Зинаида Александрова
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Подвижные игры и физические упражнения, дидактические игры и упражнения
Цель:
1. Учить сохранять равновесие, действовать быстро согласно правилам игры. Развивать чувство товарищества.
2. Развивать ловкость, внимание, умение быстро бегать, действовать согласно правилам игры.
3. Сформировать понятие детей о зависимости работы сердца от двигательной активности.
Профессор Чудаков (воспитатель группы) предлагает провести еще один эксперимент. «Стук сердца». Предлагает детям найти пульс на шее: приложить к нему кончики пальцев. Пульс «прослушивается» кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти. Напоминает, что не нужно сильно сдавливать сосуды, иначе пульс не будет слышен. После этого педагог предлагает детям побегать, попрыгать и повторить эксперимент.
Воспитатель, он же профессор Чудаков, спрашивает детей: как вы понимаете эту пословицу.
«Февраль строит мосты, а март их ломает».
Правильно. Весной снег тает и появляется много воды. Нужно идти по дорожке так, чтобы не замочить ног. Подвижная игра, в которую мы сейчас поиграем так и называется «Не замочи ноги».
Игра-эстафета. Играющие делятся на 2-3 отряда по 4-5 человек. Деление на команды производится с помощью разрезной картинки. Каждая из двух-трех больших открыток разрезана на 4-5 частей. Все части перемешаны и сложены в коробке. Каждый берет себе один фрагмент и ищет свою компанию, т. е. тех детей, которые держат в своих руках части нужные для составления целой картинки.
Дети, а что это у нас за коромысло? (показывает картинку)
Коромысло не простое. Видите, на нём два волшебных ведёрка. В одном, тёмном (показывает) – тёмная ночь живёт. В другом, светлом- Ясный день.
И какое же ведёрко легче, а какое тяжелее?
Сейчас оба ведра сравнялись. Ведь сегодня – день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потом что день расти начнёт. Кто же поможет весне? Конечно, мы поможем.
Давайте поиграем в игру «День и ночь»
(игра с разделением на команды)
Педагог просит детей еще раз проверить свой пульс. Подводит детей к выводу: чем больше двигаться, тем лучше работает сердце, следовательно, весь организм.
Молодцы! Весело играли, но, наверное, устали. Давайте немного отдохнем, мячик в руки мы возьмем.
Дидактическая игра с мячом «Бывает – не бывает».
1)«Не замочи ноги».
Оборудование: фанерки (15 шт.) картинка с изображением коромысла с коромыслом и двумя ведрами, мяч.
Длительность: 25 минут
Ход игры. Дети, вы видите две линии по краям площадки? Это болото. Задача - переправиться через болото с помощью дощечек. Каждый получает по две дощечки. По сигналу первые из каждого отряда начинают передвигаться: сначала они встают на одну дощечку, кладут впереди себя вторую встают на нее, берут первую, опять кладут ее вперед и т. д. Когда первый перейдет болото, начинает переправу следующий, и так в каждом отряде. Выигрывает тот, отряд, который раньше переправился через болото.
Примечание. Если играющих только два отряда (по 3-4 человека, болото можно разделить пополам и тогда все участники выстраиваются вдоль черты и начинают переправляться одновременно.
2) «День и ночь»
Ход игры.
Сейчас мы разделимся на две команды: «День» и «Ночь». Ваши дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Капитаны выстроят свои команды на расстоянии одного шага от черты в центре площадки по ту и другую сторону спиной друг к другу.
Я скажу: «Приготовиться!» - а затем дам сигнал той команде, которая должна ловить. Если скажу «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой домик, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.
Подсчитаем количество пойманных, затем все снова выстроятся и будут ждать следующего сигнала.
Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.
Считалка для выбора сразу двух капитанов команд.
Катилась торба с высокого горба.
В той торбе соль да пшеница,
С кем хочешь ты поделиться?
На кого придется последнее слово, тот и становится водящим, да еще выбирает сам себе напарника.
«Бывает – не бывает».
Я буду произносить словосочетание и кидать вам мяч, а вы должны быстро ответить.
Иней летом… (не бывает).
Снег зимой… (бывает).
Мороз летом… (не бывает).
Капель летом… (не бывает).
Элементарный бытовой труд (на улице)
Уборка участка детского сада от крупных веток.
Форма организации – подгрупповая.
Материал: 2 веника, перчатки на подгруппу детей.
Длительность: 20 минут
Индивидуальные трудовые поручения. Подмести веранду.
Цель: учить трудиться сообща, доводить начатое дело до конца; воспитывать трудолюбие, экологическую культуру.
«Делу время, потехе час.
Трудиться будем мы сейчас»
Вы не забыли, что мы с вами находимся в «лаборатории под открытым небом». После проведения опытов всегда необходимо наводить порядок. Оглянитесь вокруг, что нужно сделать?»
Дети привлекаются к обсуждению вопроса.
«Сегодня я предложу распределить работу вот так: первое звено будет убирать крупные ветки на площадке малышей, второе звено – вынесет ветки в компостную яму. А Маша с Ксюшей подметут веранду».
Воспитатель напоминает детям, что при проведении трудовой деятельности на улице следует опасаться травмирования себя или товарищей при чрезмерном размахивании веником, ветками.
Воспитатель всячески поддерживает преимущества коллективного труда и направляет усилия каждого ребенка и звеньев в целом на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, качественное её выполнение.
По окончании работы педагог проводит с детьми обсуждение её результатов. Обращаясь к детям, он задает вопросы: «Что мы сегодня с вами сделали? Как изменился участок малышей?»
Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
Индивидуальная образовательная деятельность по развитию основных движений, физических качеств. (Алеша, Сергей)
Материал: 3-4 шнура для разметки площадки.
Длительность: 10 минут
Цель: развивать прыгучесть, силу и глазомер. Упражнение в прыжках в длину с места.
Воспитатель подбадривает детей, хвалит; при необходимости осуществляет страховку.
Самостоятельная детская деятельность
Цель: учить детей организовывать свою деятельность
Оборудование:
Выносной материал для сюжетно-ролевых игр: сюжетные игрушки, санки, сумочки.
Материал для игр со снегом: лопаты для снега, формочки, снеголепы, ведерки.
Карточки с цифрами для игры «Попади в цель» (с математическим содержанием)
Набор сюжетных картинок для составления рассказов.
Длительность: 45 минут.
Деятельность воспитателя: руководство самостоятельной деятельностью детей
(обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки).
Воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей, проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей.
Деятельность воспитателя: хвалит тех детей, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки, дружно игра и т. п.
По возвращении с прогулки профессор Чудаков (воспитатель) благодарит детей за помощь в проведении исследований. Говорит, что завтра обязательно снова вернется, чтобы вместе с детьми продолжить наблюдение за таяньем сосулек.