Мария Светлова
Роль экспериментирования и исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Познавая мир, ребёнок делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольника. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы. Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Публикация «Роль экспериментирования и исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель использования экспериментирования в работе с детьми :
• Создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Используя экспериментирования в работе с детьми, можно выделить следующие задачи:
• Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова (умение делать выводы).
• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
• Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
1)Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
2) Идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
3) Развивается речь, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
4) Происходит накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
5) Формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В заключение отмечу, что знания, полученные в результате исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются, переносятся в дальнейшем во все виды деятельности и повышают познавательную активность дошкольников.