Алеся Чапчын
Организация дидактических игр в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Второй этап - обучению правилам взаимодействий в игре, в которой участвуют двое детей. Дошкольники должны договариваться, кто начнет игру. Сначала воспитатель объяснял и показывал последовательность игры на фланелеграфе, затем дети играли самостоятельно. Наблюдения подтвердили, что дети без конфликтов договариваются, кто начнет игру, при ее повторении спокойно меняются: тот, кто был первым играющим, становится вторым. Старшие дошкольники помогают младшим в подборе карточек. В свободное время дети играют вдвоем увлеченно, придерживаясь правил игры и правил взаимодействий в игре.
Публикация «Организация дидактических игр в детском саду» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
На следующей неделе перешли к третьему этапу обучения - включение еще одного игрока в роли ведущего (как отмечалось выше, эту роль выполнял ребенок старшего дошкольного возраста).
Игра с включением роли ведущего заинтересовало детей, и они часто обращались к ней в свободное время. Игры продолжались 15-20 минут и прекращались в основном в связи с переходом к другим режимным моментам.
Анализируя наши наблюдения, мы пришли к выводу о том, что дети довольно прочно усвоили правила игры и правила взаимодействий в игре.
В начале обучения совместной игре роль ведущего брал на себя воспитатель. Постепенно он передавал организаторские и руководящие функции детям. После 10-12 совместных игр дошкольники шестого года жизни хорошо усвоили роль ведущего и с удовольствием выполняли ее. Им нравилось быть в роли воспитателя и объяснять младшим товарищам правила игры, контролировать их, подсказывать, помогать.
В то же время мы наблюдали и проявление индивидуальных особенностей детей в совместной игре. Чтобы добиться выигрыша, некоторые нарушали правила. Например, Соня (пятого года жизни) несколько раз пыталась сделать два ходя подряд, чтобы быстрее освободится от кубиков домино и выиграть.
Различным было отношение детей к выигрышу и к проигрышу. Некоторые, проиграв сразу выходили из игры, другие огорчались, но продолжали играть, а третьи не переживали, надеясь на выигрыш в следующий раз.
Дидактическая игра может использоваться при решении разных учебных задач, в частности при формировании элементарных математических представлений. В разновозрастной группе целесообразно использовать прямое обучение и дидактическую игру с включением в нее процесса взаимообучения. Этот процесс рассматривается как организованный процесс взаимодействия и общения детей разного возраста, в ходе которого осуществляется усвоения знаний, умений, навыков и происходит развитие детей обоих возрастов.