Ирина Щепетинникова
Изучение педагогического потенциала в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Сегодняшний материал будет посвящен изучению педагогического потенциала в ДОУ (словосочетание «Педагогические кадры», появившееся в 50-х годах прошлого столетия, устарело). Так же, как воспитатели, учителя - логопеды, психологи, инструкторы по физкультуре, музыкальные руководители проводят обследование и диагностику уровневых возможностей воспитанников, так же, по долгу службы, старшие воспитатели, заместители руководителей по УВР и ВМР, методисты проводят аналитическое изучение состава и достижений педагогических работников. (Не хотелось бы быть «по разным сторонам баррикады», а стать единомышленниками) Предлагаю отчет, проведенный мной, в конце 2014-2015 учебного года (по состоянию на май 2015 г.)
Публикация «Изучение педагогического потенциала в детском саду» размещена в разделах
Общий количественный состав педагогических работников детского сада – 30 человек. Из них – 2 руководителя, 28 педагогов.
С высшим образованием – всего 23 человека (82%, со специальным высшим дефектологическим – 7 человек (26%). Воспитателей – с высшим образованием - 12 человек(43%, со средним специальным образованием – 4 человека (14%).
Из 28 педагогов по основной должности имеют категории - 25 человек (89%, из них с высшей квалификационной – 11 человек, с первой категорией – 13 человек, со второй (окончание действия до 01.12.2016 г.) – 1 человек, не имеют категории - 3 человека.
Итак, из 28 педагогов : с высшей квалификационной категорией – 11 педагогов (39,3%, с первой квалификационной категорией – 13 человек (46,4%), со второй действующей квалификационной категорией - 1 человек (3,6%, не имеют категории: 3 человека -10,7%; Итог: 89,3% педагогов ДОУ имеют категории. (Приложение № 1 в гистограмме)
По результатам изучения педагогического мастерства (проявление профессиональных качеств, организационно-методических умений, личностных особенностей) определены показатели, где отражены: высокая, достаточная и низкая степени выраженности. (Приложение № 2, круговая диаграмма)
Выводы: Анализ изучения уровня педагогических работников учреждения проводился с учетом специфики профессиональной деятельности педагогов, изучения профессиональных и личностных качеств и умений, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. Данная методика позволила оценить различные качества педагогов. Проанализировав наблюдения можно сказать, что у половины педагогов ДОУ профессиональные качества и умения выражены в достаточной степени (94%). 41,4% педагогов владеют этими качествами на высоком уровне. Средняя степень выраженности качеств - у педагогов с небольшим стажем и опытом работы. Следует обратить внимание на большее использование в работе элементов ИКТ, а также проявление некоторых личностных особенностей педагогов, например, оптимизма, инициативности и требовательности.
Педагоги строят коррекционно-развивающий процесс на основе адаптированной образовательной программы ДОУ, составленной в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой, 2014 г., пилотный вариант, программами Н. В. Нищевой для детей с ОНР, 2007 г. и 2009 г.
В образовательном процессе успешно используются технологии для работы с детьми с речевыми нарушениями, авторы: Т. Б Филичева, Г. В. Чиркина, Н. В. Нищева, УМК к ним. Выполнение годовых задач и коррекционных задач, поставленных на основе мониторинга, осуществляется педагогическим коллективом в тесной взаимосвязи педагогов со специалистами, с учетом приоритетных направлений ДОУ. Для эффективного определения траектории развития ребенка применяется диагностика, самостоятельно разработанная творческой группой и адаптированная к условиям ДОУ (индивидуальные карты определения уровня освоения Программы по 5 образовательным областям, сводные карты диагностики на возрастную группу). Также используются перспективное и календарное планирование, специальные методы и приемы коррекционной работы (методика В. К. Воробьевой, специальные активизирующие формы работы).
Представить свои профессиональные качества педагогам помогает накопление и обобщение материалов ППО, темы которых сопряжены с методической темой ДОУ. Созданы педагогические портфолио, материалы самоанализа, презентаций, ЭОР с использованием ИКТ.
В 2014 – 2015 учебном году курсовую переподготовку прошли 7 человек: 1 руководитель, 4 воспитателя, 2 инструктора по физической культуре. Профессиональную переподготовку прошли 2 воспитателя. Успешно прошли аттестацию на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории - 2 человека (воспитатель и музыкальный руководитель). 12 человек прошли курсы по ДПП «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».
Осуществляя инновационную деятельность, ДОУ продолжает работу в течение 2014-15 учебного года в качестве базовой площадки по плану совместной деятельности с ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». В ходе реализации проекта была создана инициативная творческая группа, в состав которой вошли воспитатели и специалисты детского сада.
В 2014-2015 годах педагогический коллектив принял участие в муниципальных конкурсах: «Лучший сайт ДОУ» - 3-е призовое место, фестиваль детского творчества «Наследники победы» (куратор - Макарова И. В.). В работе областного научно-практического семинара «Специфика психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ» 22.09.2014 г. на базе МБДОУ № 125 г. Тулы, педагоги выступили с презентациями по проблеме. Во Всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное детство : доступность и качество образования в условиях стандартизации» 30.01. 2015 г. участвовали 4 педагога. Также на базе детского сада успешно прошел городской семинар и заседание РМО КРО по проблеме инклюзивного образования «Инклюзивное образование в ДОУ». Особенно следует отметить активное участие педагогов : Макаровой И. В., Банниковой И. Н. (выступление с презентациями на заседании МО в МКДОУ № 5 по проблеме речевого развития детей и педсоветах МКДОУ № 9 к/в, Сапроновой О. А., Бобровой О. Н., Печикиной Л. М. (активная работа в творческой группе в течение всего учебного года, Тихоновой Г. А., Козловой Е. М., Хромых Е. Д., Коневзеровой Е. В. (открытые логопедические и интегрированные занятия для участников городского семинара по проблеме инклюзивного образования, Эргеевой Г. Д. в работе интерактивных педагогических сообществ, планомерного и системного обновлении сайта ДОУ, публикациях методических разработок (журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2014 г. – «Игровое панно «Теремок», сборник «Актуальные проблемы модернизации российского образования», приложение к журналу «Дошкольная педагогика», многочисленные публикации на сайте maam.ru).
Рекомендации:
• В соответствии с введением ФГОС ДО, в условиях учреждения постепенно перестраивать организацию образовательного процесса, в т. ч. стратегию коррекционной работы. Использовать разнообразные формы методического сопровождения НОД, занятий, мероприятий, развивать образовательную среду по возрастным группам.
• Педагогам, имеющим высшую и первую квалификационные категории, распространять свой педагогический опыт работы среди педагогов города, размещать на сайте ДОУ, пополнять, обогащать его и корректировать по необходимости.
• Педагогам, аттестующимся на первую и высшую квалификационную категорию (подтверждение) в 2015 г., в соответствии с современными требованиями подготовиться к процедуре аттестации ( формы аттестации: защита портфолио -2 педагога, самоанализ -2 педагога).