Татьяна Бочкова
Организация педагогического общения с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основу взаимодействия с социально-педагогической точки зрения составляет личностный подход, ориентированный на развитие личности воспитанника, а также его взаимодействие с коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Данный подход наиболее системный.
Психолого-педагогические аспекты определяются как новая область теоретического и экспериментального исследования, открывающая широкие перспективы понимания развития личности. При этом две линии рассуждений просматриваются вполне определенно.
Публикация «Организация педагогического общения с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В рамках первой линии в качестве базового выдвигается понятие деятельности вообще и совместной деятельности в частности. Поэтому взаимодействие педагога и детей рассматривается как взаимосвязь их деятельностей, как их совместная деятельность, как особый вид совместной деятельности, как особый способ организации совместной деятельности. Такая позиция в понимании сущности взаимодействия связана с распространенными в философии и психологии взглядами на деятельность как совокупность всех форм активности взаимодействующих субъектов. Однако учитывая то обстоятельство, что в психологической литературе в последние годы общение и деятельность рассматриваются как взаимосвязанные, но отличающиеся друг от друга категории, деятельностный подход к пониманию педагогического взаимодействия представляется узким.
Вторая линия базируется на параметрах межличностного взаимодействия. При этом, рассматривая понятие взаимодействия, ученые выделяют в нем три компонента: аффективный (эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
1. Аффективный (или эмоциональный) компонент связан с внутренним отношением взрослого к ребенку, с ценностными установками педагога. При этом основную роль в формировании такого отношения играют базовые качества:
- эмоциональная децентрация – способность воспринимать ребенка таким, какой он есть, и умение строить педагогическое взаимодействие на этом безоценочном принятии;
- идентификация – способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его место;
- эмпатия – аффективная форма идентификации, при которой наступает состояние сочувствия, сопереживания и отклик на психическое состояние другого.
Чем больше и чаще педагог уделяет времени общению с детьми, тем ярче эмоциональный фон их отношений. Чем дольше ребенок проявляет негативные черты характера, тем чаще формируется предвзятое отношение к нему. В любом случае всегда должна присутствовать вера в лучшее, которая способствует изменению отношений к детям с трудностями в воспитании.
2. Когнитивный компонент связан с формированием образа дошкольника, его восприятия, познания и понимания, что возможно благодаря наблюдению за физическими характеристиками ребенка, его психологическими особенностями и особенностями его поведения. Основные механизмы познания:
- децентрация – умение встать на чужую точку зрения и анализировать ситуацию взаимодействия, опираясь на нее;
- рефлексия – осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди.
Благодаря этим механизмам возможны анализ поведения дошкольника, выявление особенностей его ролевого статуса и выяснение причин неадекватного поведения на воспитательное воздействие взрослого, что позволяет педагогу подобрать наиболее подходящие формы взаимодействия с ребенком.
3. Поведенческий связан с построением общей стратегии педагогического взаимодействия и раскрывается в способах согласования планов действия партнеров, обмена действиями между педагогом и ребенком, анализа «вклада» каждого участника в процесс взаимодействия. Он включает результаты деятельности и поступки, мимику и жестикуляцию, особенности речи, т. е. то, что можно наблюдать друг у друга.
По форме взаимодействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (опосредованным).
Прямое (или непосредственное) взаимодействие характеризуется непосредственным обращением к ребенку, предъявлением ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ребенка может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и дошкольника. Поэтому в некоторых случаях более эффективно косвенное воздействие.
Косвенное (или опосредованное) взаимодействие направлено не непосредственно на саму личность, а через какие-либо предметы, действия, других людей. Например, педагог, организуя коллективную познавательную деятельность, взаимодействует непосредственно с консультантами, от деятельности которых зависит участие в работе других детей. Консультируя своих помощников, педагог направляет их внимание и действия на каждого ребенка, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через консультантов педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.
По типу взаимосвязи взаимодействие может быть на равных (субъект-субъектные отношения) или как руководство (субъект-объектные отношения).
Взаимодействие на равных характеризует субъект-субъектные отношения, партнерство и сотрудничество, активность обеих взаимодействующих сторон. Такое личностно-ориентированное взаимодействие предполагает признание личности ребенка не объектом, а субъектом воспитания. Поэтому цель взаимодействия формулируется как создание благоприятных условий для развития дошкольника, формирование у него нравственных ориентаций, содействие в его самоопределении. Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия.
Взаимодействие по типу руководства характеризует субъект-объектные отношения в педагогическом процессе. Оно предполагает активность с одной стороны, в результате чего можно говорить не о взаимодействии, а о воздействии на личность ребенка. Данный подход является следствием механистического переноса в педагогику основного постулата теории управления: если есть субъект управления, должен быть и объект. В результате в педагогике субъект – это педагог, а объектом, естественно, считается ребенок. При этом цели взаимодействия ребенка и взрослого расходятся, а содержание воспитания перестает соответствовать содержанию развития личности ребенка, его интересов и способностей.
Признание дошкольника не только объектом, но и субъектом педагогического процесса коренным образом изменяет возможности формирования и реализации личностных особенностей и ребенка и педагога. При этом организация и содержание педагогического процесса будут определяться не только педагогом, но и активностью и потребностью ребенка. Такой подход, безусловно, отвечает актуальным требованиям отношения к личности как высшей ценности.
Иначе говоря, взаимодействие представляет собой органическое единство целенаправленного общения, отношений и деятельности педагогов и дошкольников, основой которого является гуманистическая направленность воспитания. Такое понимание позволяет учитывать не только объективные условия протекания взаимодействия, но и индивидуальные особенности его участников.
Способы организации взаимодействия могут быть следующими:
- совместно-раздельный;
- совместно-последовательный;
- совместно-распределенный.
Эффективность их реализации зависит от того, насколько педагог владеет перцептивными и экспрессивными навыками, опосредующими педагогическое взаимодействие с детьми и родителями дошкольников.
Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его. Они помогают педагогу верно оценить эмоционально-психические реакции ребенка или его родителей и даже прогнозировать их, избегая тех, которые помешают достигнуть цели педагогического взаимодействия и общения.
Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи; жестов и пластики поз; эмоционально-мимического сопровождения высказывания; речевого тона и речевой громкости. Они представляют собой совокупность умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой. Они помогают убедить дошкольников, заинтересовать их, вовлечь в деятельность с минимальными усилиями.