Валентина Ларькина
Консультация «Организация трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
(из личного опыта работы).
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведёт к материальным результатам. Главная цель труда – в его воспитательном влиянии на личность ребёнка. Для успешной реализации задач трудового воспитания, я составила перспективный план работы, включающий мероприятия по ознакомлению детей с трудом взрослых, формированию положительного отношения к труду вообще и обучению необходимым и доступным видом труда.
Публикация «Консультация „Организация трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Трудовое воспитание самых маленьких начинается с самообслуживания, с формирования потребности быть чистым, опрятным, готовности сделать для этого всё необходимое. Поэтому в ясельной группе я не только ставила перед ребёнком конкретную цель, но и старалась сделать так, чтобы результат, который он достигает в самообслуживании, был нагляден и понятен. «Дети, умывайтесь аккуратно, не толкайте друг друга. Подождите пока освободиться место у вешалки с полотенцем, - иначе вы забрызгаете друг друга, на мочите пол – придётся нянечке убирать». По окончании умывания я отмечала даже самые незначительные успехи детей, например: «Посмотрите, как аккуратно вытерлась Танечка», или: «Ванечка сегодня молодец, у него сухая рубашка и даже рукава не замочены; совсем как большой».
Формируя навыки самообслуживания у младших дошкольников, воспитатель должен учитывать их стремление к самостоятельности. Однако в этом возрасте ребёнку не обойтись без помощи взрослого. Поэтому я всегда старалась помочь своим воспитанникам, причём делала это незаметно, осторожно, чтобы дети не потеряли интереса к делу, поверили в свои силы и в тоже время правильно выполнили работу. Использовала игры: «Намоем чисто руки», «Держи полотенце, как я …», «Искупаем кукол» и другие; чтение потешки «Водичка-водичка…».
Положительный результат труда помогает мне формировать серьёзное, ответственное отношение к порученному делу. Например, я говорю: «Посмотрите, как выросли комнатные растения – стали пушистые, зелёные. Сколько цветов расцвело! Это потому, что мы бережно ухаживали за ними, поливали, рыхлили землю, подкармливали». Я обращала внимание ребят на завядший цветок и говорила: «За этим цветком было поручено ухаживать Саше. Он его забыл полить, и цветок завял». Чтобы научить детей застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Я изготовила несколько красочных, интересных по сюжету плоскостных пособий, на которых дети учились шнуровки и застёгиванию. Для кукол сшила платья, связала кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сама одевала кукол на прогулку, раздевала их, укладывала спать, показывала способы застёгивания и расстёгивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребёнком игре предлагала ему выполнить то или иное действие. Я учила самостоятельности детей и во время еды, используя такие приёмы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывала, как правильно есть, как держать ложку, предлагала взять ложку так, как это делала я. Использовала игровые приёмы. Например, вносила в группу новую куклу, Петрушку, которые очень хотели научиться правильно держать ложку. Проводила серию дидактических игр: «Угостим кукол чаем», «Накормим куклу», «Катя проснулась», и т. д. Показывала детям небольшие спектакли, например: «Как лисёнок шёл на день рождения к зайчонку», «Как мишка учился ложку держать». Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если поддержат родители, я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, провела родительское собрание на тему «Я сам», подготовила папки-передвижки «Я сам», «Как помочь ребёнку утвердить своё «Я» и другие.
Уже младших дошкольников знакомят с трудом окружающих их людей и приучают выполнять простые поручения. Однако дети трёх-четырёх лет ещё слишком малы, чтобы их отношения к чему-либо было достаточно чётким и стойким. На прогулки я обращала внимание детей на здание детского сада, на высокий красивый светлый соседний дом – всё это построенное, говорит о том, как похорошела улица после того, как жители города озеленили её : посадили много берёзок, елей.
У детей шестого и седьмого года жизни возможно и необходимо воспитывать положительное отношение к тем, кто работает хорошо, быстро, к тем, кто помогает другим и учиться у других, кто всегда критически оценивает свою работу и стремиться выполнить её ещё лучше, и ещё быстрее. Воспитывая у детей уважение и интерес к труду взрослых, я поощряла их желание и стремление познакомиться с трудом няни, повара, дворника и т. д. При этом я разъясняла детям смысл каждого вида труда, говорила о его значимости и необходимости людям, тем самым воспитывая в детях стремление поддерживать взрослых, ответственность к порученному делу. Я проводила с детьми беседы на темы : «О труде взрослых в детском саду», «О строительстве» и т. д., рассматривала с ними картины: «Школа», «На ферме», «Стройка», читала «Кем быть?» Маяковского и др., изготовила альбомы: «Хвала рукам, что пахнут хлебом», «Масло само не родиться» и др., игры: «Перемешанные картинки», «Кому что». Всё это способствовало формированию у дошкольников интереса и уважения к труду взрослых. Перед тем как дать ребятам поручение полить, взрыхлить землю, убрать сухие листочки, я объяснила значимость предстоящей работы - если не поливать регулярно цветы, то они завянут.
Интерес детей к труду повышается, если его польза для окружающих очевидна. Например, я давала всем поручение: протереть стульчики, полки в игровом шкафу, вымыть игрушки и красиво расставить их и т. д. Когда работа была закончена, я говорила: «Как хорошо все потрудились, в группе стало чисто, красиво». Коллективный труд сплачивает детей, воспитывает у них чувство товарищества и трудолюбие. Они работают с большим подъёмом и испытывают подлинные чувства гордости и радости от совместного полезного труда. С детьми выпускной группы мы организовали «Мастерскую добрых дел» по изготовлению игрушек – самоделок. Работа в ней не только формировала определённые навыки, но и вырабатывала усидчивость, смекалку, умение доводить начатое дело до конца. Перед тем как мастерить что-то я напоминала детям, что для того, чтобы поделка, вышивка, была красивой, надо не лениться и не торопиться. Обращала внимание на чертежи, образцы, наглядно-иллюстрированный материал и давала совет в форме пословиц - «Лучше маленькое дело, чем большое безделье» и др.
Лучшие поделки использовались как образцы на занятиях или их дарили малышам (коробочки, лодочки, веера, рыбки и т. д.).
В нашем детском саду сложилась традиция проводить конкурсы по разным тематикам: «Осенние фантазии», «Природа и её шедевры» и др. Лучшими работами украшали помещения детского сада. Эти работы приносили хорошие результаты. Дети научились фантазировать, конструировать, радоваться своим и чужим творческим находкам, больше общаться с природой, замечать её краски и умело их сочетать развивая при этом мышление.
Если даже выполненная поделка (закладка для книг, игольница) не совершенна, я вместе с родителями старалась так её использовать в быту, чтобы ребёнок видел результат своего труда, испытывал желание делать её лучше.
Разъяснила родителям, что в воспитании нет мелочей. Подготовила папку-передвижку «Что может делать ребёнок 6-7 лет». Провела открытое занятие и консультацию на тему «Воспитание детей в труде».
Можно с уверенностью сказать, что труд помог объединить детей общими интересами, привить им трудолюбие и самостоятельность, терпение и упорство. Дети стали более организованными, доброжелательными, отзывчивыми, стремились помочь друг другу и взрослым по собственному побуждению.
Таким образом, проблема трудового воспитания дошкольника никогда не устареет, будет всегда иметь особый смысл и актуальность.