Ольга Соколова
Консультации для воспитателей «Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
В образовательном процессе дошкольного учреждения важным элементом в режиме дня являются - прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организация наблюдений детей за явлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам.
Публикация «Консультации для воспитателей „Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности. При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки.
Чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание разнообразных, гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации.
В методической литературе воспитатели могут найти много подсказок, которые помогут организовать прогулки с детьми интересными и разнообразными. Многие педагоги используют в своей работе комплект карточек развивающих прогулок, содержание которых разбито по сезонам и посвящается определённой теме ознакомления дошкольников с природой. Кто-то составляет сценарии развлечений с использованием разнообразных видов детской деятельности и проводит их во время, отведенное режимом для прогулок.
Однако, в практике работы отмечается однообразие в проведении прогулок с дошкольниками. Найдется множество причин и объяснений: участок для каждой возрастной группы- это ограниченное пространство со стационарным оборудованием; игровой материал часто однообразен; воспитатели в основном используют традиционную форму организации прогулок и др.
В тематических прогулках можно выделить самые разнообразные виды их организации, но обязательными составляющими этих прогулок являются- совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка.
Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в логике деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки всегда с любым из видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, продуктивная) без жесткой ее регламентации.
Понятно, что ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками. Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, но при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.
Планируя прогулку педагог должен учитывать множество факторов: погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся материал, тематику предыдущего занятия. Необходимо предусмотреть возможности оздоровительного эффекта, не только в физическом, но и в психическом плане. Для детского организма правильно организованная прогулка может быть наиболее доступным средством закаливания.
Наряду с традиционными формами проведения прогулок предлагаю новые виды тематических прогулок :
• прогулки-походы,
• развлекательные прогулки с персонажем,
• прогулки-события,
• прогулки - спортивные,
• прогулки -трудовые акции.
Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год. Считаю, что при частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы их могут быть разнообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.
Прогулка-событие посвящается определенной теме или событию, произошедшему в детском саду. Прогулка-событие помогает педагогу еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятия определенной темы. Эти прогулки способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках - трудовые акции преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации форм труда в соответствии с сезоном и погодными условиями.
Трудовая акция (субботник) – специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей, ограниченная по месту и времени проведения, которая обозначена эмблемой, символом или логотипом, для большей
заинтересованности детей.
Особенности планирования прогулок - трудовых акций :
• преобладание трудовых поручений;
• включение разных по организации форм труда на улице в соответствии с сезоном и погодными условиями;
• сохранение общей двигательной активности детей;
• выбор оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей;
• чередование видов труда с учетом его характера.
Цель и задачи: прогулки -трудовой акции
Определяются педагогом, исходя из приобретенных навыков и трудовых умений воспитанников, а также их физических возможностей.
Прогулки - трудовые акции можно проводить регулярно, но не чаще двух-трех раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться проведению трудовой деятельности с определенной целью.
Прогулки - трудовые акции :
- формируют у дошкольников понимание, что труд в природе - это серьезное занятие
- воспитывают желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории.
- учат детей работать в коллективе, сообща.
Итог этого труда - это результат совместной работы всех.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста поручают простейшие задания: сеять и собирать крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
Старшие дошкольники, в свою очередь, учатся трудиться во все времена года.
Осенью на участке они могут убирать овощи, собирать семена и сгребать листья. Дети наблюдают за деятельностью взрослого по пересадке растений из грунта в уголок природы, по перекопке грядок и клумб, при посадке деревьев и кустарников.
Зимой воспитанники могут убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц.
С наступлением весны дошкольникам поручают сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде и в цветнике.
Летом они могут поливать и подвязывать растения, собирать урожай. Дошкольников учат правильно пользоваться инвентарем для трудовой деятельности.
Следует помнить, что максимальное время, отведенное для выполнения старшими дошкольниками трудовых действий на прогулке, в старшем возрасте не должно превышать 20-30 минут.
Правила безопасности при проведении прогулок-трудовых акций :
• работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня;
• материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
• категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.
Трудовые акции-прогулки носят четко выраженный сезонный характер. Прогулка – трудовая акция сочетает в себе:
- наблюдения (за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе и др.);
- совместную трудовую деятельность детей и взрослых.
Вывод:
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети.
В трудовых прогулках-акциях преобладают трудовые поручения. Каждый ребенок может принимать участие в коллективном труде, в процессе которого воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра, не развлечение, а серьезное занятие.
Надеюсь, что этот материал поможет и другим педагогам в организации увлекательной детской деятельности на прогулке и тем успешнее будет идти развитие детей, лучше будут реализовываться потенциальные возможности и детские творческие проявления.