Елена Тарасевич
Организация партнерской деятельности педагога с детьми в условиях проблемного обучения.
▼ Скачать + Заказать документы
Е. В. Тарасевич
заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ «Детский сад «Росинка» с. Сокол
Организация партнерской деятельности педагога с детьми в условиях проблемного обучения.
Актуальность. Одним из основных принципов современного дошкольного образования является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации и детей.
Публикация «Организация партнерской деятельности педагога с детьми в условиях проблемного обучения,» размещена в разделах
Сегодня ФГОС ставят во главу угла индивидуальный подход к ребенку и деятельностный подход к процессу обучения, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства.
Соответственно, меняется роль самого педагога, родителей и детей в системе дошкольного образования. В этой связи видится острая необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в образовательном учреждении – это на сегодняшний день требование времени.
Цель данной статьи направлена на рассмотрение организации в дошкольном образовании партнерской деятельности взрослого с детьми, в условиях проблемного обучения.
Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:
– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;
– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.
Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н. А. Короткова).
В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.
В числе современных педагогических технологий, которые обогащают субъектный опыт детей дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, мы рассматриваем технологию проблемного обучения, которая, являясь специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.
Роль педагога в организации проблемного обучения велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения, сопряженного с учительской позицией, в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.
Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя.
Организация образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.
Особенности партнерской позиций :
Понятие: партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением;
Позиция взрослого в пространстве группы: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом).
Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга).
Организация пространства : максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
Степень свободы: свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.
Разрешено свободное общение (рабочий гул). Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п.
Значимость позиции воспитателя: способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н. А. Короткова:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.
Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности : свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т. п.
Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности — главный залог развивающего эффекта.
Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОО определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога.
Здесь перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности?
На наш взгляд именно технология проблемного обучения (ТПО) обеспечит взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества.
При проблемном обучении деятельность педагога заключается в том, что он не преподносит знания в готовом виде, а учит видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Важно, что при таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер и предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.
Специфика использования проблемного обучение в детском саду
Специфика проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Если традиционный процесс обучения строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления.
Деятельность педагога, при таком обучении, заключается в трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребенку.
Деятельность ребенка – в восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции.
То проблемное обучение предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного самостоятельного, продуктивного, творческого мышления».
Деятельность педагога :
Учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового при решении проблем.
Деятельность ребенка :
Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, новых знаний и способов действий. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Виды обучения дошкольников, их характеристика
Деятельность педагога
Деятельность ребенка
Традиционный процесс обучения строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления.
Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребенку Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции.
Проблемное обучение
предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного самостоятельного, продуктивного, творческого мышления».
Учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового при решении проблем.
Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, новых знаний и способов действий.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении :
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод.)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.
В другом случае роль воспитателя может быть минимальной - он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.
Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.
В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми : группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.
Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
Однако чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем. Одно из главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое, в свою очередь, имеет исключительное значение для человеческой практики, так как делает реальной цель современного образования – развитие творческой личности. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
Проблемная ситуация, ее основные компоненты:
неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
познавательная деятельность;
творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
противоречие
постановка проблемы
познавательная деятельность
гипотезы, участие в беседе, выполнение задания, открытие нового знания (способа деятельности)
вывод
Противоречие – основное звено проблемной ситуации
С. Л. Рубинштейн: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружение в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их «снятие».
Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.
Основные компоненты проблемной ситуации :
1. Выделить проблему, которую надо решить.
Например, для младшего возраста: к детям пришла кукла Катя и попросила завязать ей бантик из бумажной ленты. Воспитатель пытается завязать кукле бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.
2. Предлогать возможные решения проблемы.
Воспитатель с детьми обсуждает, почему порвалась бумажная лента и как все-таки можно помочь кукле.
3. Проверка всевозможных решений.
Воспитатель и дети пробуют завязать кукле бантик из других материалов.
(атласные, капроновые, проволочные, резиновые и др. заготовки, в виде лент).
4. Делать выводы и обобщения в соответствии с результатами проверки.
Воспитатель делает вывод, из каких материалов ленты можно использовать для бантиков.
Способы создания проблемных ситуаций.
1. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний и жизненного опыта.
2. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.
3. Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:
- подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
- излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;
- определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
- ставим проблемные задачи.
Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не надо забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А. М. Матюшкин, - этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А. М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого» [5, с. 119]. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
В наиболее полном, развернутом виде проблемное обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
Рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников.
- Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
- Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
- Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
- Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: воду надо превратить в лед).
- Играйте с детьми каждый день.
Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в …».
- Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).
Рекомендации по стилю общения с детьми
- Выслушайте каждого желающего.
Педагог должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы.
Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития.
- Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
- Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.
- Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
- В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.
Таким образом, использование технологии проблемного обучения обеспечивает условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.