руфина сатышева
Организация оздоровительных мероприятий в группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация оздоровительных мероприятий в группе комбинированной направленности.
Слайд1
В нашем детском саду наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует с начала этого учебного года группа комбинированной направленности. Списочный состав 18 детей. Группу посещают 6 воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми нарушениями, из них один ребенок будет посещать только бассейн, а также посещают 12 нормально развивающихся детей - из них 6 детей с нарушением речи, посещают занятия логопеда. Средняя посещаемость 11-14 детей. В этом месяце (ноябре) многие дети болели ОРВИ и п. э. посещаемость варьировала 7-9 детей, группа была закрыта на карантин по ветрянке. слайд 2
Публикация «Организация оздоровительных мероприятий в группе комбинированной направленности» размещена в разделах
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе развития образования является новым и сложным направлением.
Проблема как создать условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ встала перед нами, когда в наш сад (общеразвивающего вида) были направлены дети с ограниченными возможностями здоровья.
Мы понимали, что все дети должны иметь равные возможности для развития и жизни, и при этом дети с ОВЗ нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания в зависимости от наличия отягощающих самочувствие ребенка состояний и начали работать над этим.
В чем особенность комбинированных групп в детском саду?
В соответствии с нашим законодательством, все дети имеют равные права на развитие, образование и здравоохранение, независимо от их здоровья и психофизических особенностей.
Что такое ОВЗ – это ограниченные возможности по здоровью, здесь имеются ввиду небольшие особенности, которые позволяют малышу, другим детям и персоналу пребывать на одной территории без ущерба для всех сторон. Суть комбинированных групп в том, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя частью гражданского общества, разрешить деткам с особенностями по состоянию здоровья воспитываться и расти в коллективе детей без таких особенностей. слайд 3
Дети - инвалиды, находятся зачастую не в одинаковых условиях с остальными детьми. Плохое зрение, сниженный слух, проблемы с опорно- двигательным аппаратом оказывают негативное влияние на обучение. У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе, индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
В первые месяцы деткам с ОВЗ посещающие нашу группу было тяжело морально, они переживали и неуютно чувствовали себя в коллективе детей. Для них это было новинкой, первое время у них была одна мысль – домой, к маме. Адаптация проходила примерно два месяца и очень тяжело для них. В данный момент детки стали раскованней, нет прежнего напряжения, и у них появилось желание посещать детский сад. Дети с ОВЗ в окружении здоровых детей и чувствовать себя стали уверенней, более открыто, а здоровые малыши, воспитываясь в одном коллективе с особенными детками, становятся более чуткими, добрыми и терпимыми к недостаткам других людей. Они привыкают воспринимать товарищей с ОВЗ как равных себе, не обращая внимания на какие-то особенности внешности и здоровья. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Каждый день, заходя в группу, мы наблюдаем пусть небольшие, но однозначно положительные результаты долгого труда.
Оздоровительные мероприятия в режиме дня
Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит на первом месте. Здоровье человека - это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания.
Для этого в группе создан уголок здоровья, который содержит разнообразные резиновые мячи, массажные мячи и кольца, дорожки с различными покрытиями (пуговицы, пробки пластмассовые, гимнастические мячи, палки, мешочки с песком, массажные коврики. Имеется инвентарь для проведения дыхательной гимнастики (трубочки, флаконы, надувные шарики, ленточки). Атрибуты для подвижных игр (маски, шапочки).
Мероприятия закаливающие и укрепляющие здоровье:
- ежедневно проводится нами утренняя гимнастика, цель которой - создание бодрого, жизнерадостного настроения у детей, укрепление здоровья, развитие сноровки, физической силы, утренняя гимнастика сопровождается музыкой, которая благоприятно влияет на эмоциональную сферу, способствует хорошему настроению, формирует представления дошкольников о здоровом образе жизни; слайд 4
- занятия по физическому развитию проводятся в физкультурном зале и на улице, цель - обучение детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышения самостоятельной двигательной активности. слайд 5
-ежедневные вечерние прогулки. Утренние прогулки в нашей группе не получаются, т. к. нет возможности сходить на улицу, у детей с ОВЗ Ноды и индивидуальные занятия проводятся с утра. слайд 6
- проводим подвижные игры, во время прогулки и в промежуточные интервалы между нодами, цель подвижных игр - создавать чувство радости, развивать самостоятельность в игре и стремление к еще большей физической активности, к организации здорового образа жизни; слайд 7,8
- дневной сон, создаётся специальная зона для отдыха и расслабления, при этом спальня заранее хорошо проветривается, все это укрепляет нервную систему;
-После дневного сна с детьми проводится оздоровительная гимнастика,
слайд 9, 10
- воздушные ванны, босохождение по массажным коврикам. Это помогает пробуждению организма, массаж для стоп и гимнастика от плоскостопия. слайд 11, 12
-Проводим динамические физминутки во время НОДа и образовательной деятельности в режимных моментах. слайд 13
-Дыхательные упражнения. При помощи дыхательной гимнастики можно добиться расслабления, медленный выдох помогает, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. слайд 14
-Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
• игровые ситуации; слайд 15,16
• дидактические игры, игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
-релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
-игровые упражнения для развития моторики рук. Очень полезны в таких играх массажные мячики. Массажный мячик обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. слайд 17
- а также для развития мелкой моторики рук используем пальчиковую гимнастику (3 раза в неделю.) Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. слайд 18
-Профилактика осанки детей (ежедневно) Специальные упражнения для формирования правильной осанки входят в утреннюю гимнастику детей. Воспитываем навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом, а также чтобы дети следили за своей походкой. слайд 19
- Витаминизация: лук, соки, напитки (ежедневно)
- Профилактические прививки (по согласию родителей)
- осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления;
- режим дня направлен на полноценное физическое и психическое интеллектуальное развитие каждого ребенка;
Гигиенические и водные процедуры:
Умывание с мытьём рук – ежедневно. Солевое полоскание полости рта после еды. Игры с водой – 1 раз в неделю. Соблюдение питьевого режима – ежедневно. Кварцевание.
Роль центра психологической разгрузки
Основной задачей в ДОУ (ФГОС) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.
Чтобы ребёнок понял, показал или выразил свою радость, обиду, или плохое настроение, то есть эмоциональное состояние, нужна помощь взрослых – педагогов, родителей. Для этого в группе организован уголок настроения и психолого-эмоциональной разгрузки. слайд 20
Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является - научить разнообразным способам примирения после ссоры, служит «Подушка примирения». Поссорившиеся дети кладут на подушку ладошки, произносят стихи – мирилки. слайд 21.
Уголком уединения для детей служит палатка, где ребенок чувствует себя защищенным, может отдохнуть в тишине, поиграть, где малыши могут посекретничать, помечтать. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства. Иногда это ему нужно, иногда нет. В этой палатке разложены «Подушки-думки», «подушки-плакушки», «Подушка-колотушка»-бить другого плохо, ему больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно; мешочек для крика; «Банка гнева», куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду», клубочки, которые дети сматывают, тем самым снимая эмоциональное напряжение, мягкие игрушки разных размеров - обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением; «Коврик злости» - коврик, на котором дети могут потоптаться.
Игры с песком, водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру, крупой (для сортировки). «Мешочек с настроением» (выдуваем плохое). Баночка «Для крика», пластилин, который дети мнут и могут вылепить, что угодно. слайд 22
Мы организовали для детей «Домик настроения», дети ставят в кармашек смайлик с соответствующим их настроению смайлику: веселый, грустный и злой в свой кармашек. Если настроение меняется, дети перевешивают смайлик в течении дня. слайд 23
Для релаксации используем «Стул для размышлений» (для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то). Важный элемент центра «Волшебный стул» -для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова.
Уголок психологической разгрузки — это важная часть предметно-развивающей среды группы, где дети не только получают навыки саморегуляции, общения в коллективе, но также имеют возможность поиграть в необычные, интересные игры, почитать, расслабиться. Или просто подумать, побыть наедине с собой и передохнуть от шумных игр. слайд 24
Заключение
В дальнейшем в своей работе планируем продолжать создавать благоприятные условия для развития детей, сформировать у детишек чувство ответственности за свое здоровье, научить их самих заботиться о нем, расширять знания об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни и их эмоционального благополучия, продолжать создавать в группе оздоровительные мероприятия.