Татьяна Данилова
Организация оздоровительной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация оздоровительной работы в детском саду ДОУ
Оздоровительная работа в детском саду
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
• Охрана и укрепление здоровья детей;
• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
• Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• Обеспечение физического и психического благополучия.
Публикация «Организация оздоровительной работы в детском саду» размещена в разделах
• Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, свою работу я строю по нескольким направлениям:
• Создаю условия для физического развития и снижения заболеваемости детей;
• Повышаю педагогическое мастерство и деловую квалификацию ;
• Комплексно решаю физкультурно-оздоровительные задачи в контакте с медсестрой;
• Воспитываю здорового ребёнка совместными усилиями с семьёй.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми мной была разработана система профилактической и коррекционной работы.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников :
• Профилактика
• Точечный массаж
• Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
• Гимнастика
• Комплексы по профилактике плоскостопия
• Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
• Дыхательная гимнастика
• Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
• Прогулки + динамический час
Закаливание:
• Сон без маек
• Ходьба босиком
• Полоскание полости рта
• Обширное умывание
• Оптимальный двигательный режим
• Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
• Промывание носа мыльным раствором
• Лук, чеснок
Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому я соблюдаю:
• Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
• Рациональную неперегревающую одежду детей
• Соблюдение режима прогулок во все времена года
• Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
• Закаливание носоглотки чесночным раствором
Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта
Приготовление:
1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.
Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления
Методические рекомендации:
• Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
• Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
• Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Группы раннего возраста
Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
• Утренняя гимнастика - 8.10
• Точечный массаж в игровой форме
• Постепенное обучение полосканию рта
• Прогулка: дневная 10.00 - 11.10; вечерняя 16.30 - 18.00
• Оптимальный двигательный режим
• «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
• Фитонциды (лук, чеснок)
• Сон без маек и подушек
• Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
• Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия
2 младшая группа
• Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
• Утренняя гимнастика в группе 8.15
• Точечный массаж
• Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина
• Физкультминутки во время занятий
• Физкультурные занятия (в носках)
• «Чесночные» киндеры
• Фитонциды (лук, чеснок)
• Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 16.45-18.30
• Оптимальный двигательный режим
• Сон без маек и подушек
• Дыхательная гимнастика в кровати
• Упражнения на профилактику плоскостопия
• Закаливание: Элементы обширного умывания
Средняя группа
• Приём детей на улице (при температуре до -15°)
• Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику)
• Точечный массаж
• Полоскание полости рта после обеда
• Физкультурные занятия в зале (в носках)
• Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
• Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
• Чесночные «киндеры»
• Фитонциды (лук, чеснок)
• Прогулки: дневная 10.15 - 11.50; вечерняя 17.30 - 18.00
• Оптимальный двигательный режим
• Сон без маек и подушек
• Дыхательная гимнастика в кроватях
• Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия
Старший дошкольный возраст
• Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
• Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику)
• Точечный массаж
• Полоскание полости рта после обеда
• Физкультурные занятия в зале (в носках)
• Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
• Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
• Чесночные «киндеры»
• Фитонциды (лук, чеснок)
• Прогулки: дневная 10.45 - 12.10; вечерняя 17.45 - 18.00
• Оптимальный двигательный режим
• Сон без маек и подушек
• Дыхательная гимнастика в кроватях
• Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия;
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребё нок должен:
• Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
• Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
• Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
• Намочить обе ладошки и умыть лицо.
• Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.
2. Сон без маек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
При работе с детьми соблюдаю основные принципы закаливания:
• Осуществляю закаливание при условии, что ребёнок здоров.
• Не допускаю проведение закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
• Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
• Закаливаю систематично и постоянно (а не от случая к случаю).
Организация занятий
Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка я придаю развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
• Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.
• В среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего выносливость и силу).
• В старших группах - сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.
Поэтому я пытаюсь использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
• Занятия по традиционной схеме
• Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
• Занятия-тренировки в основных видах движений
• Ритмическая гимнастика
• Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
• Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
• Сюжетно-игровые занятия