Людмила Богатова
Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками ДОУ
Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками ДОУ» размещена в разделах
Организация физкультурно-оздоровительной работы является для педагогов неотъемлемой частью в режимных моментах с детьми. В нашем ДОУ каждый год перед педагогами стоит задача: «Охранять и укреплять здоровье детей, формировать основы здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности».
Основная проблема, которая встает перед коллективом детского сада в настоящее время - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад.
Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. При ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди", даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Данная проблема определила цели и задачи в работе с детьми по осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности.
Механизм реализации:
• Изучение литературы по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
• Изучение семьи.
• Составление планов и сценариев мероприятий.
• Мониторинг обследование физического развития детей
• Составление плана работы по физическому воспитанию и оздоровлению с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей.
• Привлечение родителей к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (участие в спортивных мероприятиях, анкеты)
• Преобразование развивающей предметной среды – пополнение физкультурных центров, соответствующих основным принципам здоровьесберегающей политике детского сада.
Для реализации данной задачи в ДОУ созданы следующие условия: есть физкультурный зал, спортивная площадка, в группах есть "Физкультурно-оздоровительный центры", где представлено разнообразное физкультурное оборудование, у педагогов созданы папки по оздоровительной работы с детьми, где содержаться картотеки разнообразных гимнастик, подвижных игр.
Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня. Утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно, является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Проводится ежедневно, до завтрака в течение 6–12 мин. Утреннею гимнастику проводят воспитатели, не в группе, а три группы посещают музыкальный зал, три группы физкультурный зал, две группы проводят гимнастику в кружковой комнате, которая имеет большую площадь. В летний период утренняя гимнастика проводится на улице.
Физкультурные занятия – являются одной из основных форм проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Много нового и интересного узнают ребята на занятиях по физкультуре. Они «отправляются» в увлекательные путешествия, учатся помогать друг другу, вместе преодолевать препятствия, радоваться успехам товарищей. В летний период все физкультурные занятия переносятся на улицу и проводятся на спортивной площадке.
Прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулки решают не только воспитательные, но и оздорови -тельные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения.
Ежедневно после дневного сна, в группах проводится бодрящая гимнастика. Педагоги используют разнообразные комплексы упражнений в стихотворной и игровой форме. Гимнастика после дневного сна - носит вариативный характер, в зависимости от этого меняется и её продолжительность (от 7–15 минут). Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут. Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены». Затем дети выходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и ходят по массажным дорожкам и переходят к водным процедурам.
Закаливающие мероприятия, которые обеспечивают тренировку защитных сил организма, повышают устойчивость к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка.
В эти мероприятия так же входят:
*проветривание помещений
*прием детей на улице в теплое время года
*бактерицидные лампы, контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую)
*соблюдение температурного режима в течение дня; использование сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей
*осуществляется воздушное, солнечное закаливание (летом).
*игровой самомассаж
В своей работе мы регулярно используем массажные мячики.
Массажный мячик – эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса. Он благотворно способствует развитию кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц.
Мячики незаменимы для профилактики плоскостопия. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность
движений. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие.
Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг и дни здоровья. Интересное содержание, юмор, красочное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности дошкольников. При организации активного отдыха учитываются климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Физкультурные праздники являются эффективной формой. Традицией в ДОУ стало проведение Недели здоровья. Это игры и игровые упражнения, спортивные соревнования. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания. При организации активного отдыха воспитателями красочно оформляются места проведения (физкультурный зал, спортивная площадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий, а также используется музыкальное сопровождение, в эти мероприятия подключаются родители. Родители остаются довольны такими мероприятиями, высказывают пожелания проводить их чаще. Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная деятельность, режимные моменты, спектакли, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. В процессе социально-коммуникативного развития формируются представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни. На занятиях по познавательному развитию формируются представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды. При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. Расширяем представления о ЗОЖ через: сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы: «История кляксы», «Мойдодыр», «Капризка», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используем настольные и дидактические игры Проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма.
В группе, в родительских уголках работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры, помещается наглядная информация). Оформляются папки передвижки, ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки - источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение», «Безопасное лето» и др. Проводим консультации, беседы по вопросам здоровьесбережения, а также родительские собрания, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
При реализации представленных мероприятий, повысится уровень физического, психического и социального здоровья детей. Разовьется более осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья. Снизится количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком. Увеличится количество детей, имеющих гармоничное психофизическое развитие; нормализуются статические и динамические функции организма, общей и мелкой моторики. И, как следствие, повысится способность детей к усвоению программы.