Людмила Колодяжная
Здоровьесберегающее пространство в ДОУ и организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно – лучевое, «металло–звуковое» облучение (компьютерные игры, длительный просмотр телевизора и т. д., неправильный образ жизни семьи. На состояние здоровья ребё нка оказывают влияние различные факторы: состояние здравоохранения – 10%; наследственность – 15%; состояние окружающей среды – 25%; социальные условия, образ жизни – 50%. К актуальны проблемам детского здоровья относится : - гиподинамия – нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; - детские стрессы – нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе; - тревожность – недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье; - недостаток информации.
Публикация «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ и организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В настоящее время имеются данные, согласно которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (50%, либо страдают хроническими заболеваниями (35%). Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия.
Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья32) ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».
Дошкольное образовательное учреждение-первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоническую личность. Это возможно лишь пи условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в МДОБУ детский сад №30 г. Бузулука
Одной из основных задач на протяжении последних лет, над которой работает наш коллектив, является воспитание здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей провели анкетирование среди педагогов и родителей. По результатам анкетирования: 88 % сотрудников детского сада и 72 % от общего числа родителей поддержали инициативу руководства детского сада о выборе физкультурно-оздоровительной работы приоритетным направлением. Актуальность подхода обоснована состоянием здоровья детей. Работая в системе дошкольного образования на протяжении многих лет, коллектив нашего ДОУ заметил, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. Изучив статистические данные, увидели, что, к примеру, 60% детей 6–7 лет имеют функциональные отклонения; 25% дошкольников болеют в течение года более 4 раз; лишь 10% приходят в школу абсолютно здоровыми.
Обсуждая результаты исследований, коллектив детского сада пришел к выводу, что без сознательного участия педагогов, родителей и самих детей в формировании и укреплении здоровья, координации усилий всех участников образовательного и оздоровительного процесса не добиться успеха. С 2005 года приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного учреждения становится физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
• Охрана и укрепление здоровья детей.
• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
• Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
• Обеспечение физического и психического благополучия.
Воспитание здорового ребё нка в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
• Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.
• Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада.
• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.
В качестве основных компонентов, влияющих на качество образовательного процесса в детском саду мы выделили:
• создание системы лечебно-профилактической и педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
• организация психо- профилактической работы, отработка системы коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;
• создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-педагог, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, педагог-родитель; • создание здоровьесберегающего пространства, способствующего психическому и физическому здоровью детей.
Проблема оздоровления детей потребовала комплексного подхода к введению новых методов, технологий физкультурно- оздоровительной работы и оценки их эффективности. Начали работу с формирования у коллектива определенного отношения к поставленной проблеме и нацелили педагогов на поиск путей ее решения. Творческой группой ДОУ была разработана «Комплексная система по воспитанию здорового ребенка», позволяющая адаптировать двигательный режим, внедрять оздоровительную форму занятий, добиваться существенного оздоровительного эффекта и повышения уровня физической подготовленности детей. «Комплексная система» включает в себя 4 раздела: - физкультурно-оздоровительная работа; - лечебно- профилактическая работа; - организация двигательной деятельности; - профилактика психо-эмоционального напряжения.
Система лечебно-профилактической работы по оздоровлению дошкольников
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников :
Профилактика
1. Точечный массаж по методу Уманской
2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий 3. Гимнастика с элементами хатха-йога 4. Комплексы по профилактике плоскостопия 5. Комплексы по профилактике нарушений осанки 6. Дыхательная гимнастика. 7. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин) 8. Прогулки + динамический час 9. Закаливание: -Ходьба босиком - Чистка зубов и полоскание полости рта -Обширное умывание -Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями) 10. Оптимальный двигательный режим
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
1. Лук, чеснок (аромотерапия) 2. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой 3. Закаливание носоглотки чесночным раствором Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта Приготовление: 1 зубчик чеснока на 1 стакан воды. Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течение 2-х часов после приготовления. Методические рекомендации: Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ. Полоскать горло, кому необходимо, можно капать в нос. Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.
Закаливание
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
• Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
• Рациональную неперегревающую одежду детей
• Соблюдение режима прогулок во все времена года
• Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
При проведении закаливающих процедур педагоги нашего детского сада ориентируются на следующие факторы:
• Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
• Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
• Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
• Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы)
При организации закаливающих процедур мы отдаем предпочтение рижскому методу закаливания, а также практикуем обширное умывание водой.
Рижский метод закаливания
На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.
Обширное умывание
Ребё нок должен:
• Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
• Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
• Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
• Намочить обе ладошки и умыть лицо.
• Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в непосредственно образовательной деятельности
Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
• Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
• В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
• В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.
Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий :
• Занятия по традиционной схеме
• Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
• Занятия-тренировки в основных видах движений
• Ритмическая гимнастика
• Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
• Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
В начале учебного года, ознакомившись с картами здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, педагоги проводят диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики используются: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, тестовые задания, подобранные соответственно возрасту. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку, организуется педагогический процесс на основе диагностики достижений детей и в результате ее выстраивается перспектива работы с каждым ребенком, зона его ближайшего и перспективного развития. Физкультурные занятия проводят воспитатели по физической культуре в тесном контакте с педагогами. Специалисты работают творчески, используют в своей работе все новинки, часто обмениваются опытом работы с другими садами. Дети с удовольствием посещают физкультурные занятия, которые часто проходят в нетрадиционных формах:
- игропластика;
-танцевально-ритмическая гимнастика;
- игровой самомассаж;
- музыкально-подражательные игры;
-игры-путешествия.
Обеспечение качества образования зависит от использования в педагогическом процессе программ и технологий, которые способствовали бы всестороннему развитию личности ребенка. Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определяется:
- комплексной программой «Детство» В. И. Дороновой; - программой по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А. Бурениной, - программой по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-дансе» Ж. Е. Фирилевой,
- программой «Физическая культура – дошкольникам» Л. Д. Глазыриной,
- программой «Здоровый малыш» З. И. Бересневой - пособием Л. В. Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
В ДОУ большое внимание уделяется профилактике психо-эмоционального напряжения у детей. Педагог-психолог проводит с детьми занятия, которые включают тренинг мышечного расслабления, элементы аутотренинга, игротерапию и др.
Организация двигательной деятельности
Воспитатели постоянно поддерживают потребность детей в спонтанной двигательной активности и создают условия для переживания «мышечной радости». Ими проводятся традиционные и нетрадиционные виды занятий с двигательными минутками, динамическими паузами; педагоги включают комплексы корригирующих гимнастик на занятиях и в режимных моментах.
Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребёнка, тем интенсивнее идёт его развитие. Ребёнок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12–15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребёнок старшего возраста может сохранять в течение 3–4 минут, после чего необходима её смена. Исходя из этого, организуем детей так, чтобы их динамическая поза во время непосредственно образовательной деятельности менялась на всём её протяжении – дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и так далее. Они работают малыми подгруппами, в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяжённость непрерывной деятельности детей, во время занятий проводим физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.
Важное место в системе физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ занимают праздники и развлечения, как наиболее приемлемая и эффективная форма отдыха детей. Для детей организуются Дни здоровья, Недели здоровья, конкурсы, эстафеты. Праздники организуются с участием сказочных персонажей; вместе с педагогами и родителями дети побывали в джунглях, на других планетах, в морском круизе и т. д.
Местонахождение детского сада в сосновом бору, создавая дополнительные оздоровительные факторы, позволяет воспитателям организовывать ежедневные пробежки в лес, к речке, проводить мини-походы, организовывать лыжные прогулки, катание на санках.
Создание здоровьесберегающего пространства.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду большое внимание уделяется созданию здоровьесберегающего пространства. Созданная предметно-развивающая среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. Для укрепления здоровья детей и проведения профилактических мероприятий действует медицинский кабинет, физиотерапевтический кабинет, оснащенный КУФ, ингаляторами, аппаратами ионизации воздуха, лампами «Соллюкс», ЛОРаппаратом «Фея». В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным современным спортивным оборудованием. На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину, гимнастическими стенкам, футбольными воротами. Все помещения детского сада оснащены традиционным и нетрадиционным оборудованием, игрушками, пособиями, аудиосредствами, настольными играми, конструкторами и спортивным оборудованием. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован «Центр здоровья». В этих зонах имеются мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики рук и физкультурное оборудование, сделанное руками воспитателей (маты, мягкие кубы, сухой бассейн, дорожки и т. д.) Работа в уголках «Помоги себе сам», «Неболейки», «Волшебное зеркальце» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. В этих уголках есть ростомер, уголок «Проверь осанку», где ребенок может самостоятельно отслеживать изменения в росте, проверить осанку, помериться в силе и ловкости с друзьями, изучить свои особенности и себя с другими. В уголке накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Среда, окружающая детей в группах ДОУ, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Работа с родителями по физкультурно-оздоровительному направлению
Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит.
Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Для этого используются различные формы и методы:
• групповые родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым»
• анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»
• совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья
• консультации, рекомендации («Здоровье в порядке – спасибо зарядке»)
• памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»,
• дни открытых дверей в обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы)
Для взаимодействия с родителями воспитанников оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», «ЗОЖ», книжки-раздвижки, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги, для которого характерно содействие друг другу. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, к укладу семьи. Поэтому, вовлекая родителей в физкультурно-оздоровительную работу, мы совершенствует методы педагогической работы по формированию как у детей, так и у родителей активного здорового образа жизни. Тематика мероприятий: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Нам вместе весело», «Физкульт-ура!» и другие. Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки-походы. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание с горы на санках за пределами участка детского сада. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Большое значение в сближении детей и родителей имеют мини-походы, где у детей формируются первоначальные навыки «выживания» в природной среде, развивается любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, дружеские взаимоотношения между детьми и родителями. Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от прогулок – походов бесспорен, но главное – это приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений родителей с детьми.
Выводы
Учитывая приоритетное направление нашего образовательного учреждения «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми» и применение в своей работе здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов:
• положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости.
• повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости.
• развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).