Янина Солодихина
Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373»
Подразделение дошкольного образования
Консультация для воспитателей
«Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста
в свете требований ФГОС»
(текст к презентации)
Подготовила старший воспитатель
высшей квалификационной категории –
Солодихина Я. В.
Публикация «Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
1-2). В 2013 году в свет вышел документ, который регламентирует деятельность дошкольных образовательных организаций – это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО - это документ требований, предъявляемых к содержанию образовательной деятельности, к условиям реализации образовательной деятельности и к результатам деятельности. Сегодня мы рассмотрим требования, предъявляемые к содержанию образовательной деятельности дошкольников.
3). В педагогической науке существует две системы взаимодействия взрослого и ребенка, две системы передачи знаний – учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная.
Учебно-дисциплинарная модель предполагает авторитарный стиль руководства (давление, превосходство над другими, и как основную форму работы с детьми – занятие по принципу классно-урочной системы. Центральная фигура всей этой системы – учитель.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия предполагает демократический стиль руководства (общение на равных, уважение личности другого человека, и как основную форму обучения – детская деятельность. Здесь центральной фигурой системы является ребенок. Эти две системы мы сегодня и будем рассматривать и сравнивать. Но сравнивать будем по определенным критериям.
Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослого и ребенка Личностно-ориентированная модель
взаимодействия взрослого и
ребенка
Задача – формирование ЗУН
Задача: развитие психических способностей,
индивидуальности, обеспечение психологической защищенности. Здесь ЗУНы рассматриваются, как средство полноценного развития.
- методы: наставление, требование, запрет, угроза, наказание
- методы: сотрудничество при взаимодействии, создание таких педагогических ситуаций, которые требуют от ребенка интеллектуальной и нравственной активности
- тактика общения: руководство и контроль
- тактика общения: принятие и понимание личности ребенка (умение взрослого встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его мнение, чувства, эмоции)
- результат: подчинение, отсутствие самостоятельности.
Личность педагога является более значимой, ребенку же отводится пассивная роль. Ребенок находится в подчиненном положении.
- результат: свобода мышления, ребенок чувствует себя эмоционально-защищенным.
Поведение ребенка: положительное отношение к тому, что говорит взрослый, высказывание собственного мнения, обращение за помощью
4). Содержание образовательной деятельности :
Учебная модель. В данном случае образовательный процесс представляет собой сумму изолированных учебных предметов, каждый из которых имеет свою логику построения. Все эти предметы хорошо нам знакомы: развитие речи, математика, ознакомление с окружающим миром, рисование… посмотрите, из этой системы выпадает самый главный компонент, элемент, в котором и происходит личностное и психологическое развитие ребенка – дошкольника – игра!
Почему так произошло. Когда в 60-е годы прошлого столетия в детском саду были введены обязательные обучающие занятия, за основу была взята классно-урочная система. Эту систему просто автоматически перенесли на обучение дошкольников.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка. Ее содержание составляют различные виды детской деятельности (как называет Н. А. Короткова «культурные практики») : игровая деятельность, познавательно-исследовательская, продуктивная, трудовая, двигательная, музыкальная, коммуникативная практика.
5). Основная цель образовательной деятельности.
У разных систем и конечная цель должна быть разная.
Учебная модель – научение, приобретение детьми ЗУН (ребенок должен уметь. знать).
Личностно-ориентированная модель – развитие общих познавательных способностей, психических и личностных качеств ребенка (активности, инициативы, самостоятельности, развитие способности к планированию собственной деятельности).
6). Следующий критерий, который поможет понять разницу в организации образовательного процесса – статус взрослого.
Какой стиль поведения должен быть у взрослого по отношению к маленькому ребенку.
Учебная модель – предполагает авторитарный стиль руководства (превосходство над другими, при этом взрослый занимает позицию «учителя», когда инициатива и руководство деятельностью всецело принадлежит взрослому. Учитель – это руководитель, регламентатор, он непосредственно не включен в деятельность, дает задания и контролирует его выполнение. Взрослый, как правило, всегда прав, ребенок не может спорить, отстаивать свою точку зрения.
Личностно-ориентированная модель – предполагает демократический стиль руководства (общение на равных, взаимное уважение, взрослый занимает позицию «партнера». Партнер – всегда равноправный участник деятельности, при этом всегда включается во взаимодействие, не руководит, а общается на равных. Причем, каждая из этих позиция определенным образом сказывается на психическом развитии детей.
Партнерская позиция воспитателя благотворно сказывается на психическом развитии ребенка, она формирует в ребенке ценные качества личности: активность, инициативность, любознательность, самостоятельность, умение принимать решения, сделать что-то неправильно, не боясь, что его за это накажут, отругают, ребенок при этом испытывает чувство эмоционального комфорта.
Постоянная учительская позиция взрослого формирует совершенно другие качества в ребенке: пассивность, инертность, невозможность самостоятельно принять решение. Эта позиция взрослого вызывает в ребенке эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так. (агрессию, как оборотную сторону страха, как разрядку накопившегося напряжения).
Психологи советуют, что в младшем возрасте должна преобладать позиция равноправного партнера, т. к. в этом возрасте дети нуждаются в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. А позиция учителя может вводиться в старшем дошкольном возрасте. Причем, слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие дошкольников.
7). Организация пространства.
Учебная модель – взрослый стоит у доски, возвышаясь над детьми, сидящими за партами, как в школе. Перемещается по группе только для контроля и оценивания. Взрослый занимает психологическую позицию «над ребенком».
Партнерская форма занятия требует определенной организации пространства деятельности : надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола». Это может быть свободное расположение всех участников за реально круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Взрослы занимает психологическую позицию «рядом с ребенком». Причем, на каждом занятии воспитатель располагается рядом с тем ребенком, который в настоящее время требует большего внимания, слабее других в данном типе работы.
При такой организации пространства все дети находятся в поле зрения воспитателя и друг друга, дети могут обсуждать работу, задавать вопросы, обмениваться мнениями и открытиями.
8). Активность субъектов образовательного процесса.
Учебная модель – активность на стороне взрослого, ребенок просто пассивно воспринимает информацию. Обучение построено по принципу «делай, как я!», занятие по существу превращается в монолог взрослого, ребенок разговаривает только тогда, когда этого пожелает взрослый.
За детьми закреплены определенные места, запрещено перемещение во время занятия, запрещено обсуждение, разговоры.
Личностно-ориентированная модель – деятельность предполагает активность самого ребенка, он активен в познании, получении новой информации. Занятие строится как диалог участников образовательного процесса. Мы знаем из личного опыта, что лучше всего усваивается и запоминается та информация и тот материал, который вы самостоятельно добыли.
Разрешено свободное размещение детей во время деятельности, разрешено свободное перемещение детей, обсуждение работы, приветствуется рабочий гул.
9). Методы работы педагога.
Учебная модель – прямое обучение, воздействие на ребенка (показ, объяснение, указание, напоминание, разъяснение)
Личностно-ориентированная модель – опосредованное обучение, мы не сажаем детей за столы, мы организуем сюжетную игру на ковре. Дети думают, что они играют, а взрослый в это время решает свои воспитательно-образовательные задачи (что-то рассказывает детям, дает им новую информацию, подсказывает, передает свой опыт, делает что-то вмеcте с ребенком).
10). Степень участия ребенка в деятельности.
Учебная модель – обязательность присутствия ребенка на занятии.
Партнерская модель – добровольное включение в деятельность, свободный «вход» и «выход» из деятельности, каждый ребенок работает в своем темпе. Дети включаются в занятия из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками.
Поэтому задача воспитателя заключается в том, чтобы заинтересовать, замотивировать как можно большее число детей, предложить такую деятельность, которая будет интересна большинству. Взрослый обязан предоставить ребенку возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
По поводу добровольного (без дисциплинарных мер) участия детей в деятельности воспитатели бьют тревогу: а вдруг они не захотят заниматься? Исследование, проводимое Коротковой Н. А., показало, что в партнерскую деятельность включается три четвертых детей группы. При этом выделяется «ядерная» часть группы, которая практически во всех случаях включается в деятельность, т. е. принимает любую предложенную взрослым работу.
Кроме того, в стандартной группе всегда есть 2-3 дошкольника, которые с трудом концентрируются на любой деятельности, предпочитая свободную двигательную активность. Такие дети, как правило, требуют кропотливой индивидуальной работы. Но они, как правило, с трудом удерживаются и на традиционных занятиях.
При такой организации ОД следует сразу договариваться с детьми об определенных правилах поведения в группе: «не хочешь сейчас делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим!»
11). Временные рамки образовательного процесса.
Учебная модель – занятие имеет временные рамки в зависимости от возраста детей, все дети должны работать в одном темпе, нет учета индивидуальных возможностей детей.
Партнерская деятельность – деятельность начинается непринужденно и не ограничивается временными рамками. Дети работают каждый в своем темпе, могут оставить работу и идти играть. Они сделают столько, сколько захотят.
12). Сформулируем существенные характеристики организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми :
- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения)
- свободное общение и перемещение детей во время занятия
- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
13). Рассмотрим основные этапы занятия в формате партнерской деятельности взрослого и детей.
Условно разделим занятие на три части.
Начальный
этап
деятельности Возможны варианты начала занятия:
1) Взрослый начинает действовать с приготовленными материалами, предоставляя детям возможность подключиться к деятельности по желанию. Такая позиция взрослого условно обозначена как «партнер-модель».
2) Взрослый предлагает детям цель - что-то вместе сделать, придумать (ребята, а давайте сегодня мы сделаем). Взрослый включается в обсуждение, во взаимодействие с другими участниками. Такая позиция взрослого называется «партнер-сотрудник».
Исследование Коротковой Н. А. показало, что заинтересованность детей деятельностью значительно выше при использовании взрослым обиех партнерских позиций, нежели позиции учителя. При этом было показано, что к старшему дошкольному возрасту позиция партнер – сотрудник становится более эффективной в сравнении с позицией партнер-модель. Это говорит о том, что партнерские отношения взрослого с детьми должны усложняться с возрастом.
Основной
этап
деятельности Воспитатель включается в деятельность вместе с детьми, становится образцом организации работы. Он не инструктирует, не контролирует, а обсуждает идеи, замыслы, анализирует вместе с детьми образцы. Взрослый ведет себя непринужденно, принимает детскую критику. В процессе работы воспитатель что-то обсуждает вместе с детьми, что-то рассказывает, поощряет содержательное общение детей, провоцирует обсуждения возникающих проблем.
В процессе самой деятельности взрослый предлагает детям новые знания, способы деятельности, предлагает свою идею или результат для детской критики, проявляет заинтересованность в результате других.
Заключительный этап
деятельности
Особым образом строится и заключительный этап деятельности.
Прежде всего, его характеризует свободный выход из деятельности, каждый ребенок сам решает, закончил он или нет свою работу, исследование…
По мере завершения работы дети переходят к свободной деятельности. Взрослый не покидает рабочее поле до тех пор, пока все дети на завершат работу.
Взрослый оценивает работу ребенка лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось?