Олеся Вологжина
Организация логопедической работы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Организация логопедической работы в
дошкольном учреждении
Цель и задачи логопедической работы в ДОУ
В настоящее время отмечается закрытие логопедических пунктов в ДОУ, осуществляющих
логопедическую работу с детьми по устранению речевых нарушений у детей дошкольного
возраста. Закрытие пунктов спровоцировало возникновение проблемы, связанной с тем, что
нет возможности охватить массово детей дошкольного возраста в рамках ДОУ.
Публикация «Организация логопедической работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Для решения данной проблемы и эффективности расхода бюджетных средств логопедические
детские сады объединяют с общеразвивающими. Это позволяет осуществлять логопедическую
работу силами одного педагога-логопеда одновременно в нескольких учреждения. То есть,
одного специалиста закрепляют за 2-3 детскими садами, тем самым на базе ДОУ создается
логопедический пункт или логопедическая группа, где реализуется логопедическая работа с
детьми, имеющими речевые нарушения.
Цель логопедической работы в ДОУ – своевременное оказание коррекционно-развивающей
помощи детям дошкольного возраста, имеющим различные речевые нарушения.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1. Осуществление необходимой своевременной коррекции речевых нарушений у дошкольников.
2. Предупреждение нарушений письменной и устной речи у дошкольников.
3. Развитие произвольного внимания к звуковой стороне речи.
4. Осуществление пропаганды необходимости логопедических занятий среди педагогов ДОУ и родителей.
5. Воспитание у детей дошкольного возраста стремления преодолевать имеющиеся недостатки речи, формирование благоприятной эмоциональной среды коррекционных занятий.
6. Совершенствование методов реализуемой логопедической работы в соответствии с
потребностями и возможностями детей.
7. Интеграция обучения и воспитания детей, при реализации специализированной
логопедической помощи.
Специфика организации логопедической работы в ДОУ
Специфика логопедической работы зависит от того в рамках какого ДОУ она реализуется.
Логопедическая работа в массовом ДОУ значительно отличается от работу в логопедическому
ДОУ. В первую очередь это связано с тем, что логопедическая работа в логосаду
осуществляется на специалистом и встраивается в воспитательно-образовательный процесс, в
то время как в массовом ДОУ она идет параллельно и осуществляется на логопункт. Таким образом, логопедическая работа в массовом детском саду является дополнительной в
отличие от специализированного детского сада. В расписании детского сада нет специально
установленного времени для занятий с логопедом, поэтому приходится тщательно составлять
расписание, чтобы занятия с логопедом не проводились в ущерб образовательное программе
ДОУ.
Работа логопеда строится на основании учета внутреннего расписания ДОУ. Составленный
логопедом график работы и сетка занятий утверждается методистом и заведующим ДОУ.
Кроме того, можно выделить следующие аспекты специфики организации логопедической
работы в ДОУ :
1. В логогруппе все дети имеют равные речевые нарушения, которые определяют
программу работы логопеда. На логопункте массового ДОУ все дети имеют различные
речевые нарушения (заключение) и соответственно работа строится индивидуально.
2. В настоящее время для реализации полноценной работы логопункта не существует
коррекционной программы, работа осуществляется на основании современных
технологий и разработок различных авторов.
3. Работа логопеда на логопункте, в отличие от речевого сада осуществляется в
индивидуальной и подгрупповой форме занятий. Длительность занятия 15-20 минут, 2-3
раза в неделю.
4. Логопедическая работа на логопункте «вклинивается» в образовательный процесс, дети
получают коррекционную помощь порционно, в то время как в речевом саду дети
получают помощь ежедневно по специализированной программе.
Определение и зачисление детей на логопедические занятия осуществляется через
прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, ставящей речевое
заключение ребенку и выдающей родителям и специалисту-логопеду официальный документ.
Количество детей, одновременно занимающихся в логопедическом пункте, определяется
видами и степенью речевых нарушений. При наличии большого количества детей с тяжелыми
нарушениями, в группу может быть включено не более 12 человек. В том случае, если у детей
выявлены легкие недостатки речи, то одновременно можно проводить занятия с 20 детьми.
Те же требования лежат и в основе установления сроков коррекционной работы, ведущих форм
организации и частоты занятий коррекционно-речевой работы.
Формы логопедической работы в ДОУ
Основная форма работы с детьми дошкольного возраста в логопункте ДОУ – подгрупповые и
индивидуальные занятия. Это обусловлено рядом причин:
1. Необходимость подстраиваться под занятия, предусмотренные программой ДОУ и
режимные моменты.
2. Различием речевых дефектов у детей.
3. Различием уровня сформированности когнитивных процессов у детей со схожими
речевыми дефектами.
4. Индивидуальность темпа усвоения коррекционного материала.
5. Необходимость в вовлечении в работу одновременно нескольких нарушенных в
произношении звуков.
6. Соматическая ослабленность детей, которая влечет за собой часто болезни, пропуски
занятий и соответственно процесс коррекции нарушений речи ребенка.
Таким образом, указанные причины не позволяют сформировать стабильные группы для
логопедических занятий. Логопедические подгруппы не постоянны по составу, подвижны.
В настоящее время, одной из актуальных и часто используемых форм логопедической работы
является проведение индивидуального занятия с одним ребенком при присутствии других
детей. В то время пока логопед занимается с ребенком, другие играют в специально
подобранные логопедом игры. Использование данной формы было продиктовано в первую
очередь экономией времени, но позже было установлено, что она имеет ряд других
положительных сторон: раскрепощенность детей во время занятий, проявление интереса к
собственной речи и речи сверстников, мотивация на успешность логопедической работы.