Екатерина Сергеевна Васильева
Организация логопедических занятий в группе комбинированной направленности ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления работы
учителя – логопеда :
Вовлечение в процесс логопедической работы нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ с целью формирования взаимо толерантных отношений в группе комбинированной направленности.
Развитие импрессивной речи (формирование умения вслушиваться в речь, развитие понимания простых предложений и коротких текстов – потешек, сказок; развитие пассивного словаря, формирование грамматического строя речи и фонематической системы речи)
Публикация «Организация логопедических занятий в группе комбинированной направленности ДОО» размещена в разделах
Развитие экспрессивной речи (создание ситуаций, побуждающих говорить; накопление активного словаря; развитие фонетической стороны языка; формирование разговорной – диалогической – речи и речевого общения)
Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, конструктивного праксиса
Сенсорное развитие, ознакомление с окружающей действительностью, художественной литературой, соответствующей возрасту детей
Организация логопедических занятий :
Занятия логопеда с подгруппами детей (по 2 человека) проводятся 4 раза в неделю. Длительность занятия составляет 15-20 минут. Каждое занятие содержит 3-5 заданий или игры продолжительностью 4-5 минут. Темы занятий соответствуют еженедельному календарному плану по программе.
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно.
Присутствие логопеда на прогулке и в групповом помещении позволяет участвовать в «оречевлении» режимных моментов, живом общении с малышами, что приводит к быстрому установлению контакта с каждым ребенком, построению доверительных отношений.
Для достижения максимальной эффективности в воспитании толерантных отношений между детьми считаю необходимым вовлекать в процесс коррекционных логопедических занятий воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя. Так как именно совместная деятельность специалистов способствует наиболее благоприятному усвоению детьми толерантных форм поведения (музыкальный руководитель подбирает добрые мелодии, музыкальные сценки; психолог помогает раскрыть особенности личности каждого ребенка.
На логопедических занятиях используются различные пособия, которые помогают настраивать детей на доброжелательность, улучшают их настроение. Это и мягкие игрушки, которые так приятно прижимать к себе, и игрушки с добрыми лицами, солнышко, яркие светлые цвета в оформлении кабинета.
В ежедневные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения, развитию словаря, связной речи включаются игры, помогающие развивать у детей чувство прекрасного, доброту, дружелюбие. Во время занятий дети помогают друг другу выполнять некоторые задания и упражнения. Логопед акцентирует внимание на том, что надо помогать друг другу, играть дружно, хвалит за помощь.
Игра «Комплименты»
Цели: формировать доброжелательное отношение друг к другу; дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях; привлекать застенчивых детей к общению; пробуждать желание рассказывать о товарище.
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Один ребенок, глядя в глаза соседу, должен сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий в ответ кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит свой комплимент соседу.
Упражнение проводится по кругу. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему подобрать комплимент.
Игра «Добрый мяч». Дети в кругу. Логопед бросает каждому мяч и спрашивает, с кем дружит ребенок и почему.
Игра «Дружные ребята». Составление предложений. Логопед ставит детей в пары и предлагает каждому сказать своему партнеру добрые слова, похвалить. Например, «Настя, у тебя красивые волосы», «Никита, у тебя добрые глаза» и т. д.
Игра «Похвалим солнышко!» Логопед обращает внимание детей на хорошую погоду, ясное солнышко и предлагает подобрать для солнышка добрые слова. Логопед спрашивает у детей, что такое добрые слова. Это те слова, от которых становится радостно, приятно, хорошо на душе. Логопед просит каждого ребенка сказать, какое солнышко? Тёплое, ласковое, доброе, веселое, ясное, нежное. А какие лучики у солнышка? Они всегда вместе и никогда не ссорятся. Лучики – дружные!
В настоящее время уже можно подводить промежуточные итоги эксперимента. Замечено, что в общении друг с другом дети стали чаще употреблять слова «дружба», «добро», «помощь», «вместе», «хороший».
На занятиях нормально развивающиеся дети помогают сверстникам с ОВЗ вырезать, клеить, раскрашивать.