Елена Фоменко
Организация краеведческой комнаты «Горница»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, - человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому нужно как можно раньше начинать приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у них любовь и уважение к своей малой родине. Педагогам в этом поможет организация краеведческой комнаты МДОУ.
Организация краеведческой комнаты в МДОУ.
Публикация «Организация краеведческой комнаты „Горница“» размещена в разделах
В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют большой интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.
Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в детских садах краеведческих комнат (этнографических комнат, мини-музеев).
Создание краеведческой комнаты «Горница», так её решили назвать - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
ЭТАП 1 – постановка целей и задач перед коллективом, родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
• Совет педагогов;
• Педагогический совет;
• Общее родительское собрание.
ЭТАП 2 – предварительная работа с родителями. В этот период проводятся групповые родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы. Именно на этом этапе важно донести до родителей, что их вклад в приобщение детей к национальной культуре не может ограничиваться только помощью в организации краеведческой комнаты. Они должны понимать, что их участие необходимо в дальнейшей деятельности краеведческой комнаты.
ЭТАП 3 – разработка положения о краеведческой комнате и издание приказа об организации краеведческой комнаты в МДОУ. На этом этапе назначается ответственный организатор – руководитель краеведческой комнаты.
ЭТАП 4 – выбор помещения. Под краеведческую комнату определено место в изостудии, с учётом количества будущих посетителей и экспонатов.
ЭТАП 5 – сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Для сбора выставочного материала можно попросить педагогов и родителей принести что-то из своих запасов. Нередки случаи, когда, разбираясь на чердаке у бабушки, можно обнаружить старую прялку или настоящую колыбель.
Для успешной работы «Горницы» соблюдаются следующие условия:
• систематическое пополнение фондов новыми экспонатами;
• бережное отношение, хранение экспонатов.
На каждый экспонат заводится карточка, в которой указывается краткое описание предназначение предмета.
ЭТАП 6 – оформление краеведческой комнаты, которое требует соблюдения нескольких условий:
• оформление комнаты с учётом эстетических норм;
• наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
• соблюдение правил безопасности (укрепление демонстрационных стендов, стеллажей, витрин, экспонатов, обеспечение свободного доступа к ним);
• соблюдение санитарно-гигиенических норм.
ЭТАП 7 – разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. Темы экскурсий и занятий составляются соответственно возрасту детей.
ЭТАП 8 – разработка перспективного тематического плана работы в краеведческой комнате, в котором предусматриваются не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей и педагогов, а также проведение различных конкурсов и выставок.
Деятельность родителей в краеведческой комнате :
• участие в праздниках и развлечениях;
• участие в выставках.
Формы работы с детьми в краеведческой комнате :
• досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепития и «сладкие вечера»;
• выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду;
• театральные постановки по мотивам народных сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты – предметы быта и одежды.
Параметры краеведческой комнаты «Горница»
• длина помещения –
• ширина помещения –
• общая площадь помещения –
Освещение краеведческой комнаты «Горница»
• естественное освещение ()
• искусственное освещение ()
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида п. Иншинский
Выписка из протокола
От «___»___20___г. №___
Заседания педагогического совета
С целью приобщения детей к национальной культуре, воспитания у них любви и уважения к своей родине педагогический совет МДОУ принял решение:
1. Создать краеведческую комнату «Горница», в отведённом для этого месте - изостудии.
2. Составить план мероприятий по созданию и организации работы краеведческой комнаты «Горница» в МДОУ "Детский сад комбинированного вида п. Иншинский"
Председатель педсовета: ___/В. И. Федотова/.
Секретарь: ___/ /.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида п. Иншинский
Выписка из протокола
От «___»___20___г. №___
О создании краеведческой комнаты «Горница»
На основании решения педагогического совета от «___» ___20__г.
И в соответствии с Положением о создании краеведческой комнаты «Горница» в МДОУ детский сад комбинированного вида п. Иншинский
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать краеведческую комнату «Горница», в отведённом для него помещении - изостудии.
2. Назначить ответственными:
• старшего воспитателя МДОУ ___ за разработку перспективного плана воспитательно-образовательной работы в зимнем саду;
• воспитателя детского сада ___ за подбор новых экспонатов;
• воспитателей (в соответствии с графиком в рабочем порядке) – за оформление краеведческой комнаты и поддержания санитарно-гигиенических условий.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующая МДОУ: ___/В. И. Федотова/.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида п. Иншинский
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МДОУ ___
В. И. Федотова
От «___» ___20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ О КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМНАТЕ «ГОРНИЦА»
1. Общие положения
1.1. Краеведческая комната - место для размещения тематической коллекции экспонатов (предметы быта, одежды русского народа, игрушек, фотографий).
1.2. Работа, проводимая в краеведческой комнате, взаимосвязана с другими видами деятельности детей дошкольного возраста и осуществляется в соответствии с региональным компонентом воспитательно-образовательного процесса.
1.3. Краеведческая комната комплектуется экспонатами при участии администрации Муниципального дошкольного образовательного учреждения (далее – МДОУ, воспитателей и родителей воспитанников.
2. Задачи работы с детьми в краеведческой комнате являются :
• Осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
• Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре, языку русского народа.
3. Организация работы в краеведческой комнате
3.1. Для организации работы краеведческой комнаты проводятся следующие мероприятия:
• Формируется актив сотрудников МДОУ, осуществляющий целенаправленную педагогическую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу;
• Выбираются помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность экспонатов и их демонстрацию.
3.2. Создание краеведческой комнаты является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей воспитанников).
3.3. Решение об открытии краеведческой комнаты утверждается приказом заведующего МДОУ.
3.4 Организационная деятельность с детьми в краеведческой комнате проводится по подгруппам в соответствии с режимом дня.
4. Учёт и обеспечение сохранности экспонатов
4.1 В случае прекращения деятельности краеведческой комнаты вопрос о передаче экспонатов другим лицам или учреждениям решается заведующим МДОУ.
Примерные темы непосредственной образовательной деятельности для детей
в краеведческой комнате «Горница»
Экскурсии и непосредственная образовательная деятельность Содержание
Обзорные экскурсии Путешествие в прошлое.
Лучше нет родного края.
Предметы одежды Бабушкин сундучок.
Народные узоры на предметах одежды.
Изделия, связанные бабушкой.
Народные игры (с использованием экспонатов краеведческой комнаты) Подвижные народные игры.
Игры-хороводы.
Разучиваем считалки.
Мои любимые игры.
Русский фольклор Потешки, заклички, загадки, считалки, дразнилки, сказки, драматизация сказки
Перспективный тематический план
работы в краеведческой комнате «Горница»
на 2012-2014 год.
Месяц Занятия с детьми старшей и подготовительной групп Мероприятия с родителями Мероприятия с педагогами Конкурсы и выставки
Сентябрь Экскурсия в краеведческую комнату «Горница»
Рассказ об устройстве русской избы (дома).
Без печи изба – не изба. Экскурсия в краеведческую комнату «Горница»
Экскурсия в краеведческую комнату «Горница» Выставка детских работ по рисованию «Наш детский сад».
Октябрь Беседы:
«Посуда деревянная», «Посуда глиняная».
Посиделки «Щи да каша-пища наша» Участие в посиделках «Щи да каша-пища наша». Участие в посиделках «Щи да каша-пища наша».
___
Ноябрь И стоит, покрыт ковром ларь с хозяйским добром.
Чудесный сундук. Конкурс поделок «Утварь деревенского дома». «Быт русского народа» (мебель). Оформление информационной папки «Что рассказать детям о Туле» Выставка фотографий из семейных альбомов «Мы гуляем по городу Туле»
Декабрь Празднование Нового года на Руси. Оказание помощи в изготовлении карнавальных костюмов для детей.
___ Выставка детских работ «Украшаем ёлку».
Январь Игрушки наших бабушек.
Русские народные игры зимой. Конкурс рисунков «Наш посёлок».
Февраль Русские промыслы:
• Дымковская игрушка;
• Богородская игрушка;
• Городец (предметы мебели);
• Хохлома (посуда). Конкурс семейных проектов «Наш дом в будущем» Консультация по подготовке проектов «Наш дом в будущем» Выставка детских работ «Русские промыслы»
Март Русский фольклор (потешки, колыбельные).
Чтение русской народной сказки. Участие в проведении праздника Масленица. Участие педагогов в театрализованных постановках при проведении праздника Масленицы
___
Апрель Моя комната (уголок) дома.
Мой дом.
Моя улица.
Мой детский сад. Оформление информационной папки «Символика Тульской области» Конкурс чтецов «Моя Родина».
Май Игры-занятия на территории МДОУ:
• деревенский двор;
• пасека;
• домашние животные;
• русские хороводы.
Участие педагогов в театрализованных постановках при проведении игр
___