МААМ-картинки

Организация краеведческой комнаты «Горница»

Елена Фоменко
Организация краеведческой комнаты «Горница»
▼ Скачать + Заказать документы

Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, - человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому нужно как можно раньше начинать приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у них любовь и уважение к своей малой родине. Педагогам в этом поможет организация краеведческой комнаты МДОУ.

Организация краеведческой комнаты в МДОУ.

Публикация «Организация краеведческой комнаты „Горница“» размещена в разделах

В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют большой интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.

Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в детских садах краеведческих комнат (этнографических комнат, мини-музеев).

Создание краеведческой комнаты «Горница», так её решили назвать - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

ЭТАП 1 – постановка целей и задач перед коллективом, родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

• Совет педагогов;

• Педагогический совет;

• Общее родительское собрание.

ЭТАП 2 – предварительная работа с родителями. В этот период проводятся групповые родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы. Именно на этом этапе важно донести до родителей, что их вклад в приобщение детей к национальной культуре не может ограничиваться только помощью в организации краеведческой комнаты. Они должны понимать, что их участие необходимо в дальнейшей деятельности краеведческой комнаты.

ЭТАП 3 – разработка положения о краеведческой комнате и издание приказа об организации краеведческой комнаты в МДОУ. На этом этапе назначается ответственный организатор – руководитель краеведческой комнаты.

ЭТАП 4 – выбор помещения. Под краеведческую комнату определено место в изостудии, с учётом количества будущих посетителей и экспонатов.

ЭТАП 5 – сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Для сбора выставочного материала можно попросить педагогов и родителей принести что-то из своих запасов. Нередки случаи, когда, разбираясь на чердаке у бабушки, можно обнаружить старую прялку или настоящую колыбель.

Для успешной работы «Горницы» соблюдаются следующие условия:

• систематическое пополнение фондов новыми экспонатами;

• бережное отношение, хранение экспонатов.

На каждый экспонат заводится карточка, в которой указывается краткое описание предназначение предмета.

ЭТАП 6 – оформление краеведческой комнаты, которое требует соблюдения нескольких условий:

• оформление комнаты с учётом эстетических норм;

• наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

• соблюдение правил безопасности (укрепление демонстрационных стендов, стеллажей, витрин, экспонатов, обеспечение свободного доступа к ним);

• соблюдение санитарно-гигиенических норм.

ЭТАП 7 – разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. Темы экскурсий и занятий составляются соответственно возрасту детей.

ЭТАП 8 – разработка перспективного тематического плана работы в краеведческой комнате, в котором предусматриваются не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей и педагогов, а также проведение различных конкурсов и выставок.

Деятельность родителей в краеведческой комнате :

• участие в праздниках и развлечениях;

• участие в выставках.

Формы работы с детьми в краеведческой комнате :

• досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепития и «сладкие вечера»;

• выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду;

• театральные постановки по мотивам народных сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты – предметы быта и одежды.

Параметры краеведческой комнаты «Горница»

• длина помещения –

• ширина помещения –

• общая площадь помещения –

Освещение краеведческой комнаты «Горница»

• естественное освещение ()

• искусственное освещение ()

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида п. Иншинский

Выписка из протокола

От «___»___20___г. №___

Заседания педагогического совета

С целью приобщения детей к национальной культуре, воспитания у них любви и уважения к своей родине педагогический совет МДОУ принял решение:

1. Создать краеведческую комнату «Горница», в отведённом для этого месте - изостудии.

2. Составить план мероприятий по созданию и организации работы краеведческой комнаты «Горница» в МДОУ "Детский сад комбинированного вида п. Иншинский"

Председатель педсовета: ___/В. И. Федотова/.

Секретарь: ___/ /.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида п. Иншинский

Выписка из протокола

От «___»___20___г. №___

О создании краеведческой комнаты «Горница»

На основании решения педагогического совета от «___» ___20__г.

И в соответствии с Положением о создании краеведческой комнаты «Горница» в МДОУ детский сад комбинированного вида п. Иншинский

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать краеведческую комнату «Горница», в отведённом для него помещении - изостудии.

2. Назначить ответственными:

• старшего воспитателя МДОУ ___ за разработку перспективного плана воспитательно-образовательной работы в зимнем саду;

• воспитателя детского сада ___ за подбор новых экспонатов;

• воспитателей (в соответствии с графиком в рабочем порядке) – за оформление краеведческой комнаты и поддержания санитарно-гигиенических условий.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующая МДОУ: ___/В. И. Федотова/.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида п. Иншинский

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МДОУ ___

В. И. Федотова

От «___» ___20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ О КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМНАТЕ «ГОРНИЦА»

1. Общие положения

1.1. Краеведческая комната - место для размещения тематической коллекции экспонатов (предметы быта, одежды русского народа, игрушек, фотографий).

1.2. Работа, проводимая в краеведческой комнате, взаимосвязана с другими видами деятельности детей дошкольного возраста и осуществляется в соответствии с региональным компонентом воспитательно-образовательного процесса.

1.3. Краеведческая комната комплектуется экспонатами при участии администрации Муниципального дошкольного образовательного учреждения (далее – МДОУ, воспитателей и родителей воспитанников.

2. Задачи работы с детьми в краеведческой комнате являются :

• Осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

• Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре, языку русского народа.

3. Организация работы в краеведческой комнате

3.1. Для организации работы краеведческой комнаты проводятся следующие мероприятия:

• Формируется актив сотрудников МДОУ, осуществляющий целенаправленную педагогическую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу;

• Выбираются помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность экспонатов и их демонстрацию.

3.2. Создание краеведческой комнаты является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей воспитанников).

3.3. Решение об открытии краеведческой комнаты утверждается приказом заведующего МДОУ.

3.4 Организационная деятельность с детьми в краеведческой комнате проводится по подгруппам в соответствии с режимом дня.

4. Учёт и обеспечение сохранности экспонатов

4.1 В случае прекращения деятельности краеведческой комнаты вопрос о передаче экспонатов другим лицам или учреждениям решается заведующим МДОУ.

Примерные темы непосредственной образовательной деятельности для детей

в краеведческой комнате «Горница»

Экскурсии и непосредственная образовательная деятельность Содержание

Обзорные экскурсии Путешествие в прошлое.

Лучше нет родного края.

Предметы одежды Бабушкин сундучок.

Народные узоры на предметах одежды.

Изделия, связанные бабушкой.

Народные игры (с использованием экспонатов краеведческой комнаты) Подвижные народные игры.

Игры-хороводы.

Разучиваем считалки.

Мои любимые игры.

Русский фольклор Потешки, заклички, загадки, считалки, дразнилки, сказки, драматизация сказки

Перспективный тематический план

работы в краеведческой комнате «Горница»

на 2012-2014 год.

Месяц Занятия с детьми старшей и подготовительной групп Мероприятия с родителями Мероприятия с педагогами Конкурсы и выставки

Сентябрь Экскурсия в краеведческую комнату «Горница»

Рассказ об устройстве русской избы (дома).

Без печи изба – не изба. Экскурсия в краеведческую комнату «Горница»

Экскурсия в краеведческую комнату «Горница» Выставка детских работ по рисованию «Наш детский сад».

Октябрь Беседы:

«Посуда деревянная», «Посуда глиняная».

Посиделки «Щи да каша-пища наша» Участие в посиделках «Щи да каша-пища наша». Участие в посиделках «Щи да каша-пища наша».

___

Ноябрь И стоит, покрыт ковром ларь с хозяйским добром.

Чудесный сундук. Конкурс поделок «Утварь деревенского дома». «Быт русского народа» (мебель). Оформление информационной папки «Что рассказать детям о Туле» Выставка фотографий из семейных альбомов «Мы гуляем по городу Туле»

Декабрь Празднование Нового года на Руси. Оказание помощи в изготовлении карнавальных костюмов для детей.

___ Выставка детских работ «Украшаем ёлку».

Январь Игрушки наших бабушек.

Русские народные игры зимой. Конкурс рисунков «Наш посёлок».

Февраль Русские промыслы:

• Дымковская игрушка;

• Богородская игрушка;

• Городец (предметы мебели);

• Хохлома (посуда). Конкурс семейных проектов «Наш дом в будущем» Консультация по подготовке проектов «Наш дом в будущем» Выставка детских работ «Русские промыслы»

Март Русский фольклор (потешки, колыбельные).

Чтение русской народной сказки. Участие в проведении праздника Масленица. Участие педагогов в театрализованных постановках при проведении праздника Масленицы

___

Апрель Моя комната (уголок) дома.

Мой дом.

Моя улица.

Мой детский сад. Оформление информационной папки «Символика Тульской области» Конкурс чтецов «Моя Родина».

Май Игры-занятия на территории МДОУ:

• деревенский двор;

• пасека;

• домашние животные;

• русские хороводы.

Участие педагогов в театрализованных постановках при проведении игр

___

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Инновационный опыт «Воспитание любви к Отечеству у дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности» Условия возникновения. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям.

Конспект НОД в уголке живой старины «Горница» Тема «В платочном царстве» Цель: продолжать приобщение детей к истокам народной культуры. Познакомить с деталью женской одежды – платком.

Организация прогулки, организация двигательной деятельности на свежем воздухе в старшей группе Цель: Формировать представление о марте как о месяце пробуждения природы; уточнить и расширить знания о неживой природе (воздухе, о причинах.

Оформление туалетной комнатыОформление туалетной комнаты В нашем детском саду проходил конкурс на лучшее оформление туалетной комнаты. Посоветовавшись с родителями, я решила оформить туалетную.

Организация работы сенсорной комнаты в ДОУ Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения развивающих занятий с детьми. Цель организации.

Проект «Русская горница»Проект «Русская горница» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 362"обособленное подразделение№4 КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ.

Студия «Горница»Студия «Горница» Студия "Горница"Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. В нашем детском саду уже много лет существует.

Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница»Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница» Задачи:1. Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку. 2. Формировать.

Конспект экскурсии в мини-музей «Горница» Конспект экскурсии в «Горнице» Задачи: Образовательные: • Познакомить с понятием «музей». • Познакомить детей с предметами старинного быта.

Автор публикации:
Организация краеведческой комнаты «Горница»
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 09:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация краеведческой комнаты «Горница»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фоменко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД