Приложение МААМ

Конспект НОД в уголке живой старины «Горница»

Елена Федоренкова
Конспект НОД в уголке живой старины «Горница»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в уголке живой старины

Тема «В платочном царстве»

Цель: продолжать приобщение детей к истокам народной культуры. Познакомить с деталью женской одежды – платком. Дать представление об истории возникновения платка. Знакомить с народными умельцами – рассказать об одном из видов народного творчества павловопосадской росписи платков. Формировать умение составлять узор на ткани, учить красиво располагать элементы узора, сочетать цвета. Учить детей использовать платок, как модный аксессуар одежды. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.

Публикация «Конспект НОД в уголке живой старины „Горница“» размещена в разделах

Закреплять знание детьми народных игр, частушек, пословиц, праздников; упражнять в чтении стихов на данную тему.

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; в подборе формы по контуру.

Воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус. Прививать чувство любви к Родине и уважение к ее национальным традициям.

Словарь: активизировать в речи слова – прилагательные, обозначающие качества платка (нарядный, узорный, красочный, яркий, праздничный, прекрасный и т. д.);

Обогащать словарь за счет слов: манера, штамп.

Предварительная работа: разучивание стихов, частушек, народных игр, пословиц, изготовление штампов.

Атрибуты: русские шали, платки, бабушкин сундук, картинки с изображением ткацкого станка, платков, матерчатые заготовки для росписи платков, кисти, штампы, гуашь.

Ход:

Дети заходят в избу и становятся полукругом.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, и малые, и большие! Проходите, присаживайтесь! Горница у меня небольшая. Да красивая какая! Теплый дух идет от печки, а в углу сундук стоит, много он добра хранит и разных историй.

Хозяйка: Сядем рядком, да поговорим ладком.

-Ребята, в каждой русской избе имелся сундук. Он служил нашим предкам шкафом. Здесь они хранили всякую – разную одежду.

В нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы отгадав ее, узнаете, что же это?

Дети: Платок.

Хозяйка: Да, это платок. (Хозяйка развешивает платки, а дети их рассматривают.) Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком. Сначала его носили поверх головных уборов, а потом стали повязывать прямо на волосы (показ картинок).

Чтобы изготовить платок, необходимо соткать ткань из ниток. Давным – давно крестьяне ткали платки дома на самодельных станках, украшали их вышивкой, ленточками (показ платочка).

Хозяйка: Детушки-ребятушки, посмотрите, какие разные платки хранятся в моем сундуке! Вот висят под вашим взором, все покрытые узором Нравятся вам платочек? Тогда давайте похвалим платочек, скажем, какой он!

Дидактическая игра ««Похвали платочек»

Цель: подбор определений. Например: красивый, нарядный, яркий, теплый, праздничный, великолепный, узорный и т. д.)

Рассказ хозяйки:

Издавна Россия славилась яркими, красивыми платками. Их носили и царицы, и крестьянки. Они хранили тепло, дарили здоровье и хорошее настроение. Особенно любили русские модницы яркие шали – большие, узорные платки. Платок всегда был желанным подарком для русской женщины.

Ухаживал ли парень за девушкой, возвращался ли крестьянин домой с базара, справлялась ли свадьба или крестины, во всех случаях подарком выражались любовь и внимание к женщине. Ведь по древнему русскому обычаю голова женщины всегда должна быть покрытой. Когда наступал праздник и крестьяне собирались на гуляние, они вынимали из заветного сундука свои платки и долго, любуясь, перебирали их: какой бы надеть? Были там платки попроще, которые надевали на сенокос, а иные только в праздники.

Хозяюшка: В старину платки носили не только как украшение, с ними играли. Приглашаю вас в круг на русскую народную игру «Мой платочек голубой». (дети, стоя в кругу, передают платочек со словами «Мой платочек голубой, поиграть хочу с тобой! Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга!». На ком закончились слова, берет платочек и выходит на середину. Все поют: «Покружись, попляши и платочек покажи!». (Все хлопают, а ребенок с платочком выполняет танцевальные движения).

Хозяюшка: Берегли русские женщины свои платки, а если платочек немного износился, порвался, случалось, то умелые мастерицы всегда могли починить его, заштопать, залатать с помощью иголки с ниткой, да так хорошо, что про это говорили: «Комар носа не подточит!» (повторить с детьми пословицу).

Починки устраивались в конце февраля. Ведь перед наступлением весны необходимо было пересмотреть всю весеннюю одежду и залатать в ней дыры.

Вам, ребята, я предлагаю приложить всю смекалку да умение и починить наши платочки из картона (подобрать к нему заплатку). И так, начнем наши «починки»(от слова «чинить», «починять»). Иголки мелькали в быстрых, умелых руках женщин, плавно и печально лилась песня. (звучит русская народная песня).

Дидактическая игра «Починки».

Цель: упражнять в умении подбирать заплатку к платочку, развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

Хозяюшка: Ребята, как вы думаете, какое время года в старину было богато праздниками. Верно, зима. Ведь зимой крестьянин отдыхал от полевых работ, и у него было больше свободного времени. Русские люди устраивали посиделки, праздновали Новый год, Рождество, святки (можно спросить у детей, какие народные праздники отмечали зимой на Руси)

-И мороз не страшен, и метель не помеха! Выходи гулять, кто мороза не боится!

Русская народная игра «Метелица» (Взрослые создают имитацию крыши с помощью платка, дети стоят под ним)

Хозяйка: Платок опускается, дети разбегаются! (дети выполняют танцевальные движения под русскую народную музыку)

-Ну-ка русского давайте, поскорее начинайте! (с окончанием музыки дети должны собраться под платок)

Хозяйка: Платок поднимается, дети собираются!

Хозяйка: Девчонки, а вам, зачем платочки?»

Девчонки: Чтоб платочками махать и мальчишек завлекать.

Хозяйка: Девчонки – хохотушки, запевайте-ка частушки!

Частушки:

1. Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.

Не одна иду плясать, нас идут четыре!

2. На платочке у меня розы распускаются.

Не могу стоять на месте, пчелы все слетаются!

3. Я платочком помашу, покружусь немножко.

Пусть просмотрит на меня мой дружок Сережка!

4. Свой платочек подарю я соседу Саше,

Чтобы съел он за меня всю на завтрак кашу!

Хозяюшка: Ребятушки, позднее в России были созданы фабрики по производству платков. Русские платки были признаны лучшими в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров. Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде.

Посад – это город на берегу реки Клязьмы, недалеко от Москвы.

Дети читают стихи:

Что за чудо узор, что за краски вокруг?

Это поле, цветы, словно солнечный луг.

На Посадском платке – россыпь разных цветов,

Ароматы весны, дуновенье ветров!

Эту русскую сказку каждый видеть здесь рад.

Это сказка с названием Павлов Посад.

Словно счастья букеты на Посадском платке.

Их теплей и роднее не найти нам нигде!

(рассматривание шали)

Хозяюшка: Ребята, раскинув перед собой шаль, вы увидите дивный букет из садовых цветов, чаще всего ярких роз. Не менее яркие и зеленые листья и, дополняющие букет мелкие цветы: голубые колокольчики, белые ромашки, лилии, сиреневые фиалки и др.

Обратите внимание, узор симметричный. Одни и те же элементы расположены в углах, по краям. Ну и, конечно же, главный узор расположен в середине платка.

Художник наносит узор на ткань с помощью манеры – деревянной резной доски. Плотно прижимая его к ткани. А затем еще сверху ударяет деревянным молотком, набивая рисунок. Поэтому платки ручной работы еще называют набивными.

Хозяюшка: Ребята, а вы хотите тоже ненадолго стать художниками? Я предлагаю вам превратиться в мастеров – художников и придумать узор для платка нашего, Шибенецкого (по названию нашего микрорайона).

Художник, прежде чем приступить к созданию шедевра, придумывает узор для своего платка. Давайте и мы с вами это сделаем на нашей картонной модели.

Дид. игра «Составь узор на платочке» (дети выполняют)

Цель: закрепить умение ориентироваться на квадрате: располагать узор в середине, по углам и сторонам модели.

Хозяюшка: А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению платков. Здесь каждый из вас нарисует свой узор, единственный и неповторимый.

А сейчас давайте разогреем наши пальцы.

Пальчиковая игра «Утро» :

-утро настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседа.

Вставай, большак, вставай, указка,

Вставай середка.

Вставай, середка и ты, крошка – Митрошка! Привет,ладошка!

Хозяюшка: Ребята, мы с вами будем работать со штампами, изготовленными из овощей6 картофеля, моркови, лука. Штамп – «манеру» надо обмакнуть в краску, а затем аккуратно прижать к ткани.

Работа детей. (звучат русские народные мелодии «Светит месяц», «Коробейники», «Ах вы,сени, мои сени!»

Хозяюшка: Молодцы, ребятки!вы готовы показать свои работы?

Замечательно у вас все получилось.

А теперь, ребятушки. Вспомните пословицы о мастерстве, труде и умении.

Дети:

-Не бывает скуки, коли заняты руки.

-Всякое умение дается трудом.

Ну и хорошо. Может быть и наши шибенецкие платочки когда – нибудь прославятся на весь мир.

Хозяйка: Ребятушки, где же в наше время можно увидеть русский платок?

Верно, на праздничных народных гуляниях, выставках, картинах художников, на картинках в книжках, в театре, кино, а также на модных показах одежды.

Не обходился в старину, да и теперь, зачастую, не обходится ни один праздничный женский наряд без красивого платка. Нарядные платки стали в наше время модной деталью одежды. Платок придает женщине привлекательность и неповторимость. Один модельер показал мне, как можно носить современный платок, а я научу вас и через пару минут начнется наш модный показ!

Демонстрация моделей: платочек – ожерелье, платочек – бант, платочек – шарфик, платочек – пончо, платочек – галстук.

Хозяюшка: Хороши наши красны девицы и добры молодцы в русских платках! Всем они к лицу!

Ребенок:

Известны всем в мире цветные платки, а похожих отыщешь едва ли.

Лето красное ярко цветет на платках, словно зарево шали красивы.

В этих ярких узорах и пышных цветах самобытный характер России.

Не платок – красота, всех красавиц мечта, на головках девичьих играет.

Как набросят платки, так охапка цветов на груди у девчат расцветает!»

Хозяюшка: -Ну вот, мои детушки, скажите – ка, о чем мы с вами сегодня узнали (ответы детей)

Верно, сегодня вы познакомились с посадским платком. Узнали, что платки бывают разные, но каждый из них неповторим, потому что сделан рукою мастеров.

Не забывайте русские традиции. Носите русский платок с удовольствием. В нем и пир, и мир, и русские люди.

Приходите ко мне в гости еще, а я вам расскажу о чем – нибудь интересном.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Без окон без дверей, полна горница людей» Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Физическая». Задачи: 1) «Познавательное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и предметами старины Этапы работы Ход непосредственно образовательной деятельности Работа с детьми Интеграция Организационный момент. (1 минута) (2 минуты).

Конспект основной образовательной деятельности в средней группе «Казачья горница»Конспект основной образовательной деятельности в средней группе «Казачья горница» Основная образовательная деятельность по теме: «Казачья горница» Образовательные задачи: 1. Мотивировать детей на включение в деятельность.

Мини-музей «Зауральская горница»Мини-музей «Зауральская горница» Люблю тебя, родное Зауралье. Люблю твои бескрайние поля. Люблю твои берёзки и осинки. Люблю тебя: ты Родина моя!Гордостью нашего детского.

Проект «Город русской старины!»Проект «Город русской старины!» Проект: долгосрочный. Актуальность темы: в настоящее время очень остро стоит вопрос возрождения облика города. Без знания прошлого, всего,.

Проект «Старины владикавказской лик живой» ПЛАН ПРОЕКТА «Старины владикавказской лик живой». Месяц Тема Программное содержание Виды детской деятельности Сентябрь «Дом, в котором я.

План работы семейного клуба Пояснительная записка. Значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства трудно переоценить. Именно семья - неисчерпаемый.

Создание мини-проекта Русская горница Мини-музеи Русская горница Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является.

«Труд в уголке природы». Конспект занятия по экологическому воспитанию Программное содержание: 1. Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. 2. Развивать мышление, память, произвольное внимание,.

Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница»Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница» Задачи:1. Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку. 2. Формировать.

Автор публикации:
Конспект НОД в уголке живой старины «Горница»
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 00:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в уголке живой старины «Горница»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Федоренкова (УИ 366517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД