Наталья Маркова
Конспект экскурсии в мини-музей «Горница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии в «Горнице»
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с понятием «музей».
• Познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват,чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти.
• Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.
Воспитательные:
• Прививать любовь к русским народным традициям.
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей „Горница“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
• Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.
• Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, обычаям гостеприимства.
• Вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Развивающие:
• Развивать танцевальное и исполнительское творчество.
• Развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира.
Материалы и оборудование: аудиозапись русской народной музыки; мини-музей «Горница» с предметами быта; элементы русских народных костюмов; народные инструменты: ложки, дудки, трещётки, колокольчики.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на занятиях по формированию целостной картины мира, чтение русских народных пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение танцевального и исполнительского творчества на ударно-шумовых инструментах.
Экскурсовод (в русском народном костюме) : Когда – то наша страна называлась Русь. А гостей на Руси приветствовали поклоном, низко кланяясь в пояс. (Показ) Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон! Вы находитесь в музее «Горница». Музей это место, где хранятся старинные предметы. Раньше дом назывался избой, а комнату, где встречали гостей-горница. Отгадайте загадку:
Стоит в углу Арина,
Долгий рот разиня,
Рот открывает,
Что дают глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная спит.
Гости: Печь.
Экскурсовод : Правильно печь. Напротив входа всегда стояла печь.
Русская печка нет её краше.
Матушке печке поклоны наши.
Печка накормит и обогреет.
С печкой уютно в избе и теплее.
Вылечит печка и силы придаст.
В доме уют полный создаст.
Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. На печке можно было даже спать. Топили печь дровами и лучшими считались- берёзовые. У хозяйки раньше было очень много дел по дому: надо печь растопить, обед сварить, пряжу спрясть, холсты постирать, ребёнка укачать. Раньше еду готовили не в кастрюлях, а вот в таких чугунках. В них варили щи, да кашу. На Руси говорили: «Щи, да каша-еда наша». У печи жарко и чугунок руками взять нельзя, найдите предмет, которым можно это сделать.
Гости показывают
Экскурсовод : А теперь отгадайте загадку:
Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает,
Что схватит отдаёт,
Сам в угол идёт.
Достаёт ухватом чугунок и ставит его на стол, а ухват- в угол.
Гости: Ухват.
Экскурсовод : Верно ухват. В углу напротив печки стояли большой стол и лавки. За столом собиралась вся семья. Семьи были большие и дружные. Дочери помогали матери по хозяйству, а сыновья- отцу. Давайте сядем за стол и рассмотрим посуду, из которой раньше ели. Посуду делали из дерева: миски, ложки и из глины: кувшины, горшки. В каждой избе на столе стоял самовар, из которого пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками, вареньем. А теперь послушайте загадку:
Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).
Экскурсовод : А теперь посмотрите какая красивая скатерть на столе. Долгими зимними вечерами девушки занимались рукоделием: шили, вязали, пряли пряжу на вот такой прялке. (Показывает). За прялку девочки садились с 7лет, папы делали им маленькие прялочки. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене. Прялка была в каждом семье и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Вы видите узор в виде цветов. Мастерица скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна) и накручивала её на веретено. Лён-это растение, которое выращивают в поле. А из ниток ткали ткань, шили одежду. Отгадайте загадку:
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь. Догадались, что это?
Гости: Веретено.
Экскурсовод : Правильно. Ткань из льняных нитей получалась очень прочная, хорошо пропускала воздух. Из неё шили одежду, в которой летом было не жарко, а зимой тепло.
А ещё из холста шили полотенца. Их вешали на иконы и зеркала. (Показывает полотенце). Раньше такое полотенце называлось- рушник. Рушники передавали по наследству, а также невеста дарила жениху и его родителям на свадьбе. Скажите, а где вы храните одежду?
Гости: В шкафу.
Экскурсовод : А раньше шкафов не было и одежду хранили в сундуках. Давайте посмотрим что есть в нашем сундуке.
Достаёт кокошники и кушаки и предлагает примерить гостям.
Раньше все носили рубахи (показывает рубаху) и мужчины, и женщины, и дети. Мужчины надевали на рубашку пояс, который назывался кушаком. А женщины поверх рубахи надевали сарафаны и душегреи. (показывает женский костюм) На голове женщины носили кокошники разной формы и платки (показывает). Летом ходили босиком, а в холодную погоду обували лапти, которые плели из лыка (показывает).
Умели на Руси работать до седьмого пота, умели и отдыхать, веселиться. Хороводы водить, да песни петь. Назовите инструменты, на которых играли в старину (показывает)
Гости: ложки, трещётки, дудки, колокольчики.
Экскурсовод : А не сыграть ли и нам на этих инструментах. А кому не хватит берите платочки, будете плясать.
Звучит русская плясовая, гости играют на инструментах и пляшут
Экскурсовод : Какие вы все нарядные, красивые. А как вы за своей одеждой ухаживаете? Чтобы она всегда была чистой и не мятой?
Гости: Стираем, гладим.
Экскурсовод : А помогают вам в этом электроприборы: стиральная машина, утюг. А раньше электричества не было. Но люди всё равно ухаживали за своей одеждой. Хотите посмотреть, как они это делали?
Гости: Да.
Экскурсовод : Тогда садитесь за стол. (достаёт рубель, скалку и салфетку) Отгадайте о каком из этих предметов загадка:
Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).
(показывает как гладили с помощью рубеля)
Потом появился угольный утюг (показывает). Из печки с помощью щипцов (показывает) доставали угли и клали их в утюг, закрывали крышку (показывает) и гладили разогретым утюгом.
Сегодня вы услышали много старинных слов. Давайте их ещё раз вспомним. А для этого поиграем в игру «Старинное словечко». Я буду называть старинный предмет, а вы –современный, который ему соответствует.
Изба-дом,
печка-котёл, плита,
горница-комната,
чугунок-кастрюля,
рушник-полотенце,
сундук-шкаф,
кокошник-шапочка,
кушак-пояс,
рубель-утюг,
лапти-ботинки.
Вот и закончилась наша экскурсия по Горнице. Вы узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. В старину говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Гостей было принято угощать чаем из самовара и пирогами из печи. Говорили: «Что есть в печи, то на стол мечи». Приглашаю вас попить чаю с пирогами в нашей Горнице.
Чаепитие. Фотографирование на память.