МААМ-картинки

Конспект экскурсии в мини-музей «Горница»

Наталья Маркова
Конспект экскурсии в мини-музей «Горница»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект экскурсии в «Горнице»

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить с понятием «музей».

Познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват,чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти.

• Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.

Воспитательные:

• Прививать любовь к русским народным традициям.

Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей „Горница“» размещена в разделах

• Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.

• Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, обычаям гостеприимства.

• Вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Развивающие:

• Развивать танцевальное и исполнительское творчество.

• Развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира.

Материалы и оборудование: аудиозапись русской народной музыки; мини-музей «Горница» с предметами быта; элементы русских народных костюмов; народные инструменты: ложки, дудки, трещётки, колокольчики.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на занятиях по формированию целостной картины мира, чтение русских народных пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение танцевального и исполнительского творчества на ударно-шумовых инструментах.

Экскурсовод (в русском народном костюме) : Когда – то наша страна называлась Русь. А гостей на Руси приветствовали поклоном, низко кланяясь в пояс. (Показ) Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон! Вы находитесь в музее «Горница». Музей это место, где хранятся старинные предметы. Раньше дом назывался избой, а комнату, где встречали гостей-горница. Отгадайте загадку:

Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня,

Рот открывает,

Что дают глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит.

Гости: Печь.

Экскурсовод : Правильно печь. Напротив входа всегда стояла печь.

Русская печка нет её краше.

Матушке печке поклоны наши.

Печка накормит и обогреет.

С печкой уютно в избе и теплее.

Вылечит печка и силы придаст.

В доме уют полный создаст.

Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. На печке можно было даже спать. Топили печь дровами и лучшими считались- берёзовые. У хозяйки раньше было очень много дел по дому: надо печь растопить, обед сварить, пряжу спрясть, холсты постирать, ребёнка укачать. Раньше еду готовили не в кастрюлях, а вот в таких чугунках. В них варили щи, да кашу. На Руси говорили: «Щи, да каша-еда наша». У печи жарко и чугунок руками взять нельзя, найдите предмет, которым можно это сделать.

Гости показывают

Экскурсовод : А теперь отгадайте загадку:

Не бык, а бодает,

Не ест, а хватает,

Что схватит отдаёт,

Сам в угол идёт.

Достаёт ухватом чугунок и ставит его на стол, а ухват- в угол.

Гости: Ухват.

Экскурсовод : Верно ухват. В углу напротив печки стояли большой стол и лавки. За столом собиралась вся семья. Семьи были большие и дружные. Дочери помогали матери по хозяйству, а сыновья- отцу. Давайте сядем за стол и рассмотрим посуду, из которой раньше ели. Посуду делали из дерева: миски, ложки и из глины: кувшины, горшки. В каждой избе на столе стоял самовар, из которого пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками, вареньем. А теперь послушайте загадку:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

Экскурсовод : А теперь посмотрите какая красивая скатерть на столе. Долгими зимними вечерами девушки занимались рукоделием: шили, вязали, пряли пряжу на вот такой прялке. (Показывает). За прялку девочки садились с 7лет, папы делали им маленькие прялочки. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене. Прялка была в каждом семье и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Вы видите узор в виде цветов. Мастерица скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна) и накручивала её на веретено. Лён-это растение, которое выращивают в поле. А из ниток ткали ткань, шили одежду. Отгадайте загадку:

Чем больше я кручусь,

Тем толще становлюсь. Догадались, что это?

Гости: Веретено.

Экскурсовод : Правильно. Ткань из льняных нитей получалась очень прочная, хорошо пропускала воздух. Из неё шили одежду, в которой летом было не жарко, а зимой тепло.

А ещё из холста шили полотенца. Их вешали на иконы и зеркала. (Показывает полотенце). Раньше такое полотенце называлось- рушник. Рушники передавали по наследству, а также невеста дарила жениху и его родителям на свадьбе. Скажите, а где вы храните одежду?

Гости: В шкафу.

Экскурсовод : А раньше шкафов не было и одежду хранили в сундуках. Давайте посмотрим что есть в нашем сундуке.

Достаёт кокошники и кушаки и предлагает примерить гостям.

Раньше все носили рубахи (показывает рубаху) и мужчины, и женщины, и дети. Мужчины надевали на рубашку пояс, который назывался кушаком. А женщины поверх рубахи надевали сарафаны и душегреи. (показывает женский костюм) На голове женщины носили кокошники разной формы и платки (показывает). Летом ходили босиком, а в холодную погоду обували лапти, которые плели из лыка (показывает).

Умели на Руси работать до седьмого пота, умели и отдыхать, веселиться. Хороводы водить, да песни петь. Назовите инструменты, на которых играли в старину (показывает)

Гости: ложки, трещётки, дудки, колокольчики.

Экскурсовод : А не сыграть ли и нам на этих инструментах. А кому не хватит берите платочки, будете плясать.

Звучит русская плясовая, гости играют на инструментах и пляшут

Экскурсовод : Какие вы все нарядные, красивые. А как вы за своей одеждой ухаживаете? Чтобы она всегда была чистой и не мятой?

Гости: Стираем, гладим.

Экскурсовод : А помогают вам в этом электроприборы: стиральная машина, утюг. А раньше электричества не было. Но люди всё равно ухаживали за своей одеждой. Хотите посмотреть, как они это делали?

Гости: Да.

Экскурсовод : Тогда садитесь за стол. (достаёт рубель, скалку и салфетку) Отгадайте о каком из этих предметов загадка:

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).

(показывает как гладили с помощью рубеля)

Потом появился угольный утюг (показывает). Из печки с помощью щипцов (показывает) доставали угли и клали их в утюг, закрывали крышку (показывает) и гладили разогретым утюгом.

Сегодня вы услышали много старинных слов. Давайте их ещё раз вспомним. А для этого поиграем в игру «Старинное словечко». Я буду называть старинный предмет, а вы –современный, который ему соответствует.

Изба-дом,

печка-котёл, плита,

горница-комната,

чугунок-кастрюля,

рушник-полотенце,

сундук-шкаф,

кокошник-шапочка,

кушак-пояс,

рубель-утюг,

лапти-ботинки.

Вот и закончилась наша экскурсия по Горнице. Вы узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. В старину говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Гостей было принято угощать чаем из самовара и пирогами из печи. Говорили: «Что есть в печи, то на стол мечи». Приглашаю вас попить чаю с пирогами в нашей Горнице.

Чаепитие. Фотографирование на память.

Публикации по теме:

Фольклорное занятие-разминка для детей второй младшей группы «В русской горнице» «В РУССКОЙ ГОРНИЦЕ.» Фольклорная разминка для детей второй младшей группы. Программное содержание: продолжать учить детей правильно и.

Конспект занятия «В русской горнице»Конспект занятия «В русской горнице» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «В РУССКОЙ ГОРНИЦЕ» Автор: Данилова Е. А., воспитатель 1 квалификационной.

Сценарий фольклорного праздника для детей «В горнице» Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора. Задачи: - развитие активного восприятия музыки посредством.

Экскурсия к ОбелискуЭкскурсия к Обелиску В преддверии празднования 70-ти летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г. в нашем детском саду запланировано много мероприятий.

Экскурсия к водоёмуЭкскурсия к водоёму Целью нашей экскурсии было формирование представления детей о водоёме как сообществе водных и наземных растений. Мы учили детей видеть красоту.

Экскурсия по группеЭкскурсия по группе Центр "Я пришел" ("Я пришла") Я ушел" "Я ушла!" Утром в группу я зашел Фото я свое нашел. Здравствуйте, а вот и я. Здесь живет моя семья.

Экскурсия в библиотекуЭкскурсия в библиотеку Во всем мире интерес к традиционной книге медленно угасает. Для того чтобы прочитать сейчас книгу, не обязательно идти в библиотеку, достаточно.

Экскурсия в ГородецЭкскурсия в Городец Этим летом мы с семьёй решили по путешествовать. Посетив столько замечательных мест в России хочется поделится впечатлениями и фотографиями.

Экскурсия в Йошкар-ОлуЭкскурсия в Йошкар-Олу Йошкар ОЛА -это красивый современный город, посетить который мы советуем каждому. Прогуляйся по небольшим, но таким лаконичным.

Экскурсия в парк Программное содержание: -Научить детей видеть красоту природы, замечать изменения, которые происходят в природе, а также ценить красоту.

Автор публикации:
Конспект экскурсии в мини-музей «Горница»
Опубликовано: 14 октября 2015 в 14:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экскурсии в мини-музей «Горница»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Маркова (УИ 324405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД