Елена Богатырёва
Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с умеренной умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Проблемы потенциальных возможностей этих детей, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. В качестве одного из стратегических направлений развития системы специального образования в России рассматривается оказание помощи лицам с умеренной умственной и тяжёлой умственной отсталостью.
Публикация «Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с умеренной умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психическим возрастом, ведущая роль в обучении учащихся с разной степенью умственной отсталости принадлежит игровой деятельности. Игра является одним из приёмов, который помогает детям преодолеть трудности в обучении и воспитании. Понятие «игра» объединяет разные по характеру направленности и содержанию действия и основные виды игровой деятельности – предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые.
Проблемно-игровая ситуация, в силу своего игрового начала, ставит ребёнка в активную позицию; у ребёнка при выполнении им игрового задания возникает потребность найти (открыть или усвоить) новое, ранее неизвестное знание или способ действия. Для проблемно-игровой ситуации характерно, с одной стороны, следующее: наличие задачи, требующей решения; необходимость мобилизации активности, настойчивости, целеустремлённости для её решения; необходимость использования имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков. С другой стороны – это возможность творческого использования имеющегося у ребёнка фонда знаний, умений и навыков, это побуждение его к самостоятельному поиску решения, комбинированию ранее известных способов решения проблемы для нахождения нового способа, попыткам увидеть новые функции знакомого объекта. Проблемно-игровая ситуация – это повод для осознания ребёнком необходимости пополнения своих сведений, умений. «Игровое начало создаёт дополнительную мотивацию, снижает тревожность, боязнь ошибок. Это очень важно, так как тревожность и боязнь допустить ошибку, сделать не так, как сказал взрослый, проявить инициативу, самостоятельность. Именно в проблемно-игровой ситуации ребёнок овладевает системой диалогических взаимоотношений со взрослым и сверстниками, развивается его самостоятельность, способность к сотрудничеству».
У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстрая насыщаемость предметами, вследствие чего наблюдается плохое поведение. Дети с умственной отсталостью играют сами по себе, т. е. играют, молча, не вступают в контакты с другими игроками.
Воображение у умственно отсталых младших школьников так же имеет аномальное развитие, вследствие чего играть такие дети могут только с реальными предметами (макетами предметов).
Дети с умственной отсталостью не могут быть организаторами или активными участниками, так как зачастую не понимают содержания игры. Часто в игре дети с умственной отсталостью малоактивны или наоборот активны, но их активность чаще всего влечет за собой неадекватные действия. Их деятельность в игре обычно занимает небольшое количество времени. Это объясняется тем, что в игре ребенок подлежит определенным интеллектуальным нагрузкам, что приводит к быстрому утомлению игрой.
В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития детей с интеллектуальным недоразвитием. Без специального обучения игра у умственно отсталых детей не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.
Игровая деятельность, как и другие виды деятельности у умственно отсталых детей подлежит развитию.
При соответствующей коррекции и под руководством взрослого умственно отсталые дети включатся в игровую деятельность. Их обучают коллективным играм, знакомят с различными сюжетами, с различными видами игр. Активное включение ребенка с умственной отсталостью в игровую деятельность способствует формированию у них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности.
Для более эффективного воздействия игры на развитие детей с умственной отсталостью, следует начинать игровой процесс с подготовительной работы к игре. Использование наглядности, предметов, проведения экскурсий, позволит заинтересовать детей игрой.
Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.
В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность.
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.
Социальная игра является сильнейшим средством социализации ребенка, включающим в себя социальные процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников.
Природа игровой деятельности позволяет включаться в педагогический процесс с детьми с умеренной умственной отсталостью. Элементы театрализованных игр используются на уроках математики, чтения, устной речи, рисования, ручного труда, ритмики, музыки, в режимных моментах.
Развивающий потенциал игры дает возможность стимулировать двигательную активность детей, совершенствовать мелкую моторику, координацию движений, активизировать сенсорно-моторное развитие, развивать основные познавательные процессы, эмоционально - волевую сферу, навыки общения, формировать качества личности.
Таким образом, организованная игровая деятельность обладает возможностями не только развития и коррекции детей с умеренной умственной отсталостью, но становления личности каждого ребенка.