Любовь Михайловна Печикина
Консультация «Организация коррекционно-развивающей сенсорной организованной образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Под коррекционно – развивающей сенсорной средой я подразумеваю специально организованную предметно - пространственную среду: сенсорно - стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Основные требования к предметно - развивающей среде – это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
Публикация «Консультация „Организация коррекционно-развивающей сенсорной организованной образовательной деятельности“» размещена в разделах
Учитывая существующие в психологии подходы к формированию психических функций, можно условно разделить весь используемый дидактический материал для проведения работы по сенсорному развитию на несколько групп:
-функционально ориентировочные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций : строительные конструкторы с комплексом цветных деталей, пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, геометрическое лото и др. интересны и полезны материалы для сенсорного развития, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши – формы, объекты для сериации, предметы – головоломки и др.);
- полифункциональные материалы – объемы набивные модули (сенсорные модули, крупные (напольные) кнопочные конструкторы, полусферы и др.
- игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, а именно - спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др. ; для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, орешки, зерна, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и коробки, банки, лотки для их раскладывания; различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнуровки, молнии, слипы, наборы веревочек и лент и др. ;
- природный материал: коллекция плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые способствуют не только овладению познавательными средствами (свойства, качества, величина и др., но и стимулируют развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка;
- оборудование для занятия музыкой, ритмикой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио видеокассет, звучащие игрушки, музыкальные инструменты и др. ;
- оснащение для арттерапии: различные куклы и игрушки, элементы одежды, костюмов; «предметы оперирования» - игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки – маркеры» - своеобразные «знаки пространства» - игровой материал, указывающий на место действия, обстановку,в которой она происходит (например, кукольная комната);
- иллюстративный и образно – символический материал: схемы – планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные «наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и события, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.)
- наглядно – графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи – карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;
- нормативно – знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., то есть материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
- материалы и принадлежности для изобразительной (для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий)
В настоящее время существует большое разнообразие дидактических игрушек и игровых пособий, стимулирующих зрительное, тактильное, обонятельное ощущение, слуховое восприятие. Весь дидактический материал должен отвечать требованиям гигиены, безопасности и эстетически, иметь коррекционно – развивающую направленность. Гармоничность сочетания разных форм, контрастных величин, разнообразие фактуры и цветовой гаммы разных пособий в оформлении сенсорных уголков вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать, оперировать с ними, а значит – познавать.
Для сенсорного развития широко используются дидактические игры разного вида. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Все сенсорные дидактические игры условно можно разделить на две группы:
1) Игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
2) Игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то ест на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения)
3) Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений; учатся сравнивать, группировать, исключать предметы как по внешним признакам, та и по их назначению. В игре воспитываются сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, обогащается эмоциональная сфера, совершенствуются коммуникативные навыки. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально – положительного отношения заданию; дает возможность индивидуализировать работу с каждым ребенком с учетом его умственных и психофизических способностей. Педагог может предложить одну и ту же игру для нескольких возрастных групп, применяя при повторении более сложный вариант.
Методика применения дидактических игр заключается в предварительном ознакомлении детей с содержанием и правилами игры, рассматривании используемых дидактических пособий. Сложную по содержанию игру можно объяснить поэтапно. Результат игры должен быть хорошо понятен детям; по окончании необходимо подвести итоги. Также следует помнить, что дети с интеллектуальной недостаточностью из – за свойственной им неуверенности нуждаются в постоянной помощи, одобрении свих действий.
Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.