Оксана Лобанова
Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»
Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашей встречи для активизации на позитивную, продуктивную и успешную работу, мне хочется предложить вам принять участие в «Квик – настройке». В ее содержании используются различные методы и технологии. Мне хочется предложить вам сегодня «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки участников, показывает отношение к какой-либо проблеме. Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Итак, первое высказывание Василия АлександровичаСухомлинского: «Игра – это искра, зажигающая огонек…» (пытливости и любознательности). И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.
Второе высказывание Абрахама Харольда Маслоу: «Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем…» (предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели). Это высказывание говорит о том, что у каждого человека, а тем более у ребенка дошкольного возраста существует постоянная внутренняя потребность познания новых истин.
Третье высказывание Артура Владимировича Петровского: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих…» (психическое развитие дошкольника). Вы правы, поскольку познавательная активность, и по-мнению Дианы Борисовны Богоявленской, – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.
И последнее высказывание Людмилы Александровны Беляевой: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является…» (педагог).
И действительно, педагог – профессионал, владеющий необходимыми личностными качествами (стремлением к саморазвитию, творческим потенциалом, тактичностью и терпимостью в отношениях с детьми и родителями, арсеналом необходимого педагогического инструментария, может увлечь, заинтересовать и способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста, что во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников (вы можете познакомиться с ними в предложенных вашему вниманию информационных буклетах).
Известны методы, стимулирующие процесс познания :
• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
• метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с января 2015г.).
Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.
Признаками творческой личности педагога являются:
1. Стремление к саморазвитию.
2. Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок.
3. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.
4. Способность отказаться от ориентации на авторитеты.
5. Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.
6. Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации).
7. Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению.
8. Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
В наших руках, руках педагогов и возможность создания в ДОУ атмосферы доброжелательности и позитива, развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Итак, разберемся подробнее…
В содержание образовательной области «Познавательное развитие» входит:
- Сенсорное развитие. ФЭМП. Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта» в младшей и средней группах; «Природа и ребенок» во всех возрастных группах; «Мир, в котором мы живем» в старшей и подготовительной группах).
В соответствии с ФГОС ДО целью познавательного развития детей дошкольного возраста стало развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает решение следующих задач: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
От возраста к возрасту задачи развития познавательно – исследовательской деятельности усложняются. В младшем дошкольном возрасте это: Сенсорное развитие. ФЭМП. Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта»; «Природа и ребенок»).
На этапе завершения дошкольного образования :
- у ребенка должны быть сформированы следующие навыки и умения, например:
- устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, находить причины и следствие («Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности»);
- выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки; умение классифицировать предметы по общим качествам («Сенсорное развитие»);
- считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем («ФЭМП»);
- знание символики родного города и государства, осознанность детьми принадлежности к своему народу («Мир, в котором мы живем»).
- элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания («Природа и ребенок»)
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в развитии личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в области познавательного развития должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастной категорией детей.
Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой рекомендуется отразить в разработанных паспортах центров в группе, в которых педагогами проводится самоанализ РППС в группах по образовательной области «Познавательное развитие». С примерами некоторых из них вы можете познакомиться позже (демонстрация паспортов Уголка конструирования и Уголка природы).
Так, например, в группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены следующие Центры игровой активности:
- Центр конструирования.
- Центр экспериментирования и уголок природы.
- Центр логики и размышления.
- Центр сенсорных игр.
- Центр дружбы народов мира.
Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, в организации познавательно-исследовательской деятельности детей принадлежит педагогу. От него главным образом и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.