Ветчинкина Галина
Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как такие дети не всегда имеют возможность расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. Эта патология детского развития чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту. Особенно значительно увеличивается число больных детей с ДЦП. Актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей системы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями является их социальная адаптация и интеграция в общество.
Публикация «Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи. Распространенность ДЦП среди детской популяции весьма значительна и составляет до 5,8 на 1000 детей; при этом устойчивый рост количества таких детей сопровождается утяжелением нарушений развития (Л. О. Бадалян, В. Н. Козявкин, А. Б. Пальчик, К. А. Семенова, Е. Г. Сологубов).
Двигательные нарушения у детей с ДЦП имеют разную степень выраженности: от тяжелой, когда ребенок не может ходить и манипулировать предметами, до легкой, при которой ребенок ходит и обслуживает себя самостоятельно. Отклонения в психическом развитии при ДЦП также специфичны. Они определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией. Поражения на ранней стадии внутриутробного развития сопровождаются грубым недоразвитием интеллекта ребенка. В нашем учреждении воспитываются дети с ДЦП с различной степенью умственной отсталости.
Основной целью коррекционной работы с детьми при ДЦП является оказание детям комплексной помощи : медицинской, психолого-педагогической, логопедической и социальной; обеспечение максимально полной социальной адаптации и интеграции в социум. Важнейшей задачей является создание условий для правильного физического развития каждого ребенка, обеспечение оптимального режим двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию необходимых образовательных компетенций в соответствии с возрастными особенностями детей с ДЦП. Для таких детей разрабатываются индивидуальные программы, которые учитывают психофизические особенности детей и их двигательные возможности. Для организации эффективного воспитательного процесса проводится психолого-педагогическая диагностика, позволяющая выявить их возможности и специальные образовательные потребности. Комплексное диагностическое обследование детей с ДЦП проводят специалисты учреждения: педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед, что в дальнейшем будет способствовать качественной организации психолого-педагогического сопровождения.
Раннее начало и адекватность применяемого коррекционного воздействия уже в раннем и дошкольном возрасте является наиболее эффективным. Уже доказано, что только ранняя диагностика, раннее комплексное сопровождение, своевременное применение мер ортопедической профилактики и лечения позволяют добиться максимального восстановления умственной и двигательной деятельности, коррекции сенсорных, вегетативных, речевых нарушений у детей с ДЦП. Соотношение методов, приемов, форм работы с детьми с ДЦП на каждом этапе обучения и воспитания определяется структурой нарушений, уровнем развития детей, а также целями и задачами коррекционного процесса.
В нашем учреждении созданы широкие возможности для воспитания и развития детей с ДЦП : имеются темная и светлая сенсорные комнаты, компьютерный класс со специальным оборудованием, коррекционные классы для обучения детей, достигших школьного возраста, тренировочная квартира, кабинет социально-бытовой ориентировки, конюшня, сад и огород, мастерские и многое другое. Психолого-педагогическое сопровождение включает : занятия с учителем-дефектологом (подготовка к школе, с педагогом-психологом (коррекция нарушенных психических функций) с учителем-логопедом (речевое развитие, проводятся занятия по социально-бытовой ориентировке с социальным педагогом, педагоги групп систематически организуют воспитательную работу. Педагоги дополнительного образования организуют праздники, развлечения и досуговые мероприятия.
В учреждении предусмотрена безбарьерная среды (лифт, поручни, вертикуляторы и др., учитываются рекомендации лечащего врача к определению режима нагрузок при реализации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.). Медицинское сопровождение включает наблюдение врача, занятия ЛФК, массаж, плавание, иппотерапию, галотерапию и др.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с ДЦП позволяет выявить его скрытые физические и психологические возможности, помогает преодолению дезадаптации. Мультидисциплинарный подход в организации сопровождения воспитанников позволяет проводить многолетнюю последовательную поэтапную реабилитацию наиболее эффективно.
Все это способствует созданию благоприятных социально-педагогических условий для его развития. Характерной особенностью организации обучения в учреждении является медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ДЦП : сочетание учебно-воспитательного процесса с лечебно-восстановительными мероприятиями, что что в дальнейшем будет способствовать социальной адаптации и интеграции таких детей в социум.