лариса овсянникова
Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных направлений деятельности современного ДОУ является организация психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка и его родителей. Методология психологического сопровождения семьи и семейного воспитания предусматривает многообразие психологических практик. Как технология (реальный, целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая) психологическое сопровождение – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности [1].
Публикация «Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ,» размещена в разделах
Перед организаторами психолого-педагогического сопровождения семьи одаренного ребенка встали вопросы выбора форм, направлений и содержания процесса сопровождения. Был проведен анализ особенностей развития одаренного ребенка с целью выделения проблем и трудностей в развитии одаренного ребенка для определения возможностей оказания психолого-педагогической поддержки со стороны специалистов ДОУ.
Проблема организации педагогического процесса, развивающего одаренность, рассматривается в работах Кулюткина Ю. К., Махмутова М. И., Матюшкина А. М., Панова В. И., Хуторского А. В. и др. [5] При анализе выделены три группы причин, препятствующих развитию одаренности :
1. организация развивающей предметно-пространственной среды;
2. особенности развития личности ребенка;
3. особенности семейной ситуации.
К первой группе причин были отнесены:
недоступность предметной деятельности, соответствующей одаренности ребенка,
отсутствие поддержки со стороны педагогов,
отсутствие индивидуального подхода к ребенку,
недостаточная теоретическая подготовка и отсутствие практического опыта некоторых педагогов и воспитателей, работающих с одаренными детьми,
Ко второй группе причин отнесены:
отсутствие навыков общения, сложности общения,
отсутствие интереса,
сопротивление стандартам и правилам, нетерпимость,
стремление к монополизации внимания взрослых,
неприспособленность к бытовой жизни,
уход от реальности в выдуманную жизнь,
проблемы со здоровьем, наличие страхов, тревожность, гиперактивность.
В третью группу причин входят:
игнорирование родителями индивидуальности ребенка, его потребности в творческом самовыражении,
склонность родителей преувеличивать возможности своего ребенка для удовлетворения родительского тщеславия,
отсутствие умения эффективно влиять на поведение ребенка,
неуверенность в правомочности своих требований и правильности решений.
Проанализировав данные факторы, мы пришли к выводу, что следует создать определенный комплекс психолого-педагогических условий для осуществления системного развивающего воздействия на одаренных детей и их родителей. Данный комплекс был осуществлен посредством создания и апробации новой формы психолого-педагогического сопровождения, получившей название «Творческий клуб «СЕМЬЯ». Участниками данного клуба стали одаренные дошкольники 5-7 лет и их родители. Организаторами психолого-педагогического сопровождения являются старший воспитатель, учитель-логопед и активная группа педагогов. При работе с одаренными детьми приоритетными для них являются следующие проявления профессиональных и личностных качеств [4] :
доброжелательность и чуткость;
умение разбираться в особенностях психологии одаренных детей;
чувствовать интересы и потребности детей;
наличие высокого уровня интеллектуального и творческого развития и широкого круга интересов и знаний;
готовность к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
умение проявлять гибкость, готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
При организации образовательной ситуации с детьми соблюдаются условия организации развивающей предметно-пространственной среды [4] :
потенциальная многовариативность использования средств самовыражения;
предметное информационное обогащение;
активизация трансформационных возможностей;
гибкость в использовании средств и материалов;
сочетание индивидуальной, игровой и продуктивной деятельности с ее коллективными формами.
В процессе психолого-педагогического сопровождения используются [4] :
вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками и взрослыми;
моделирование ситуации незавершенности;
акцент на вовлечение дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка, сочинение сказок и т. д.);
разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности;
привлечение внимания к интересам детей со стороны родителей;
предоставление детям возможности осуществления совместно с взрослыми деятельности,
наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования материалов.
Деятельность в триаде ребенок-педагог-родитель с использованием арт-технологий, совместных подвижных игр, самодиагностики для родителей, разбором трудных случаев создают уникальные возможности для укрепления связи «родитель-ребенок», самопознания и повышения психолого-педагогической компетентности родителей, развития творческого потенциала ребенка и других членов семьи. Самовыражение в творческом процессе помогает формировать адекватную положительную самооценку у детей и родителей, стимулирует развитие не только творческих, но и коммуникативных способностей.
Родительские и детско-родительские тренинги по изменению взаимодействия в семье, тренинговые занятия с родителями по самопознанию и саморазвитию родительства включают в себя развитие умений:
оказывать помощь ребенку в формировании и удержании адекватной самооценки, уверенности в собственных силах;
создавать комфортный психологический климат в процессе общения и продуктивной деятельности;
предъявлять требования, адекватных возможностям ребенка;
создавать условия для реализации потенциальных возможностей дошкольника;
предоставлять условия для выражения способностей ребенка в процессе деятельности;
создавать условия для личностного развития и поддержки активности и самостоятельности.
Комплексная система психолого-педагогического сопровождения семьи одаренного дошкольника, включающая в себя систему развивающих художественно-творческих занятий, кулинарные образовательные встречи, игровую терапию, игровые, дискуссионные и тренинговые формы работы с родителями, экскурсии выходного дня апробирована в гг.
Эффективность работы в данном направлении была подтверждена диагностическими методиками, направленными на анализ детского творчества, особенности развития личности ребенка и детско-родительских отношений.
По результатам диагностики методики «Два домика» Захарова А. И. [3] количество страхов у детей в процессе сопровождения снизилось на 70% по отношению к показателям тех же детей на начало 2015 года. У всех детей оно приблизилось к возрастной норме, а в начале процесса превышало возрастную норму в 1,5-2 раза. Доказательствами эффективности работы стали отзывы родителей и их оценка деятельности ДОУ в этом направлении: «Ребенок стал намного увереннее», «Мой ребенок легко вступает в контакт и с детьми, и с взрослыми».
Для диагностики эффективности работы с родителями использованы:
1. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Захаровой Е. И. ОД РЭВ [3]. Анализ результатов диагностики показал, что результаты по всем блокам к концу обучения приближаются к максимальной оценке 5 баллов, намного превышая критериальные.
По результатам диагностической методики «Тест творческого мышления П. Торренса» [6] у всех одаренных дошкольников, являющихся участниками процесса психолого-педагогического сопровождения, наблюдается значительный рост креативности по всем показателям (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность).
Таким образом, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных дошкольников и их семей может дать максимальный результат в случае внедрения системы определенных мероприятий, форм и методов работы, максимально учитывающей особенности развития одаренных детей и требований среды, которые она предъявляет к их возможностям и уровню развития.
Литература
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М. : Совершенство, 1997.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей.
3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2000.
4. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. – М. : 1993.
5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М. : 1996.
6. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.