Получи документы

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

А А Кайшенова
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Содержание образования должно ориентироваться не только на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, но и на овладение способами познавательной деятельности и приобретение детьми опыта различных видов деятельности, в том числе самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности.

На современном этапе работы школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.

Публикация «Организация исследовательской деятельности в начальной школе» размещена в разделах

Исследовательская деятельность может служить отправной точкой в развитии личности учащегося. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная исследовательская деятельность.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.

В Конвенции о правах ребёнка говорится: «… образование ребёнка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;…».

В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.

Исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.

Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества: педагогического коллектива, учащихся и родителей.

Особенно актуальна это проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцции др.

В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н. И. Новиковым во второй половине XVIII в.

Великие деятели и педагоги России Н. И. Пирогов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности.

В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, Б. Е. Райков.

В 50-70-х годах XXв. В России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, С. Г. Шаповаленко и др.).

Исследовательская деятельность как нельзя лучше помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.

В основе исследовательской деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:

- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

- Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

- Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

В свою очередь, вся исследовательская деятельность делится на несколько этапов, которые способствую реализации данных:

1этап – Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2 этап – Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3 этап – Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

4 этап – Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи.

5 этап – Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6 этап – Определение последовательности проведения исследования.

7 этап – Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8 этап – Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9 этап – Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10 этап – Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11 этап – Обсуждение итогов завершенной работы.

Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы и метод проектов.

Использование практических методов обучения – упражнений, практических и лабораторных работ – способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др.

Прибегая к частично-поисковому методу, учитель организует и направляет деятельность учеников при выполнении отдельных этапов поиска, намечает его шаги, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные части.

В ходе применения частично-поискового метода у младших школьников развиваются умения планировать, осознавать цель своей деятельности; вырабатываются приёмы анализа и синтеза, умение изменять способ действия соответственно задаче, видеть новые проблемы в традиционной ситуации, выбирать результативный способ их решения.

Не менее важным в исследовательской деятельности является создание благоприятных условий формирования исследовательских умений младших школьников среди которых выделяются: мотивированность, помогающая учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможность самореализации и самосовершенствования, целенаправленность и систематичность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога и учет возрастных особенностей, т. к. обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Таким образом, обобщив все изложенное выше, мы пришли к выводу, что, самостоятельная деятельность учащегося, должна быть, направлена на развитие:

- мыслительных процессов и исследовательской активности;

- умения видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении;

- умения ставить перед собой задачу;

- умения строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира;

- умения выдвигать гипотезы и обосновывать их;

- умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний.

Публикации по теме:

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Урок внеурочной деятельности ко Дню Земли «Разговоры о важном» в начальной школеУрок внеурочной деятельности ко Дню Земли «Разговоры о важном» в начальной школе Состоялся очередной урок внеурочной деятельности "Разговоры о важном", который прошел под названием "День Земли". Цель занятия: Дать понятие.

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 14:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация исследовательской деятельности в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем А А Кайшенова (УИ 3161295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД