МААМ-картинки

Организация игрового пространства с учётом гендерных различий

Тамара Павловская
Организация игрового пространства с учётом гендерных различий

В соответствии с ФГОС одной из основных форм организации образовательного процесса (наряду с совместной деятельностью взрослого и детей) является самостоятельная деятельность ребёнка. Под самостоятельной деятельностью мы понимаем свободную деятельность воспитанников в условиях, созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Публикация «Организация игрового пространства с учётом гендерных различий» размещена в разделах

Помещение, в котором проводят время дети, - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкуса, взглядов, уверенности в себе, своих возможностях и многое другое, что связано с развитием личности маленького ребенка.

Создавая развивающее пространство в группе, педагоги нашего дошкольного учреждения придерживались принципов, изложенных в "Концепции дошкольного воспитания", а так же руководствовались принципами В. А Петровского.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.

Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов. Основную информацию человек получает с помощью зрения, поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Интерьер группы должен меняться, в группе должно быть не только уютно, комфортно, но и красиво.

Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию и реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я".

Принцип половых и возрастных различий, как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей и овладению разными способами деятельности.

Организуя предметно-развивающую среду в группе, мы постарались дифференцировать ее с учетом гендерных особенностей детей, делая основной акцент на правильный и равноколичественный набор игрушек для девочек и мальчиков.

Мы принципиально изменили подход к организации среды: в помещении группы выделили специально оборудованные игровые зоны: для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.

Содержание этих двух зон одинаково полное, целостное, многофункциональное как у девочек, так и у мальчиков. Разделение пространства в группе на зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они с удовольствием взаимодействуют друг с другом.

Зона игры

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. В играх у детей закрепляются гендерные различия, идет формирование взглядов будущих мужчин и женщин на окружающий мир, постепенно формируются навыки культуры общения на основе понимания особенностей мужского и женского стиля поведения.

Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они опираются на ближнее зрение, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, так как игра их чаще опирается на дальнее зрение, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство.

У нас создан уютный уголок для девочек, где находится современная игровая мебель «Маленькая хозяйка» (кухонная стенка с различными шкафчиками для посуды, мойка, стиральная машина, гладильная доска, стол – тумба на колёсах, для свободного перемещения, мягкая мебель, современные красивые кроватки, коляски для кукол, а так же фартуки, косынки, куклы с набором одежды). Создали игру «Модница», где находятся женские аксессуары (сумочки, кошельки, косметички, бусы, браслеты, заколки и др.) Девочки с таким набором игрового материала играют в то, что они видят у мамы и других женщин. Так возникают игры в «дом», «детский сад», «магазин», «больница», «кафе, «киоск» и др. Эти игры способствуют удовлетворению мотивации деятельности девочки - какая Я? /хозяйственная, красивая, модная, заботливая, внимательная и т. д. /

Для мальчиков подобрана чисто мужская атрибутика. Имеется открывающийся ящик – сиденье со стойкой для прикрепления руля или штурвала, так достраивая его стульчиками, он превращается в «автомобиль», «автобус», а если добавить мачту и использовать крупный строительный материал, то в «корабль». В ящике находятся - набор инструментов, бинокли, фуражки, якоря, спасательные круги, канистры с бензином и др. Принимая на себя роль шофёра, солдата, моряка, рыбака, строителя, ремонтника мальчики упражняются быть ловкими, находчивыми, смелыми, умелыми. Мальчики любят разбирать игрушки, использовать для различных целей детали, в этом они удовлетворяют свою потребность в познании, создании, мотивация их деятельности – зачем? Поэтому необходимо иметь сборно - разборные игрушки: машины, роботы, трансформеры, железную дорогу и автостоянки, а так же достаточный ассортимент строительного материала и конструктивных игр.

В зоне мальчиков и девочек есть «коробочки потерянных вещей», куда у мальчиков убираются запчасти от игрушек, а у девочек мелкие игрушки и др. мелкие вещички.

Мы поощряем совместные игры девочек и мальчиков, так для игры «парикмахерская» есть соответствующая атрибутика для мужской и женской причёски; «больница» - халаты для мальчиков и девочек, имеется центр «Скорой помощи», где мальчики любят в игре реагировать на быстрый вызов; «ателье мод» - подборка модной одежды для девочек: шляпки, сарафаны, накидки, косынки, юбки и др. ; для мальчиков: шляпы, кепки, жилетки, плащи – накидки и др.

Зона труда

Продуман уголок мастериц и умелых рук. Для девочек «собери бусы, украшение», «шитьё», «рукоделие» удовлетворяя потребность работать по шаблону, выполняя типовые задания. Для мальчиков «наборы инструментов», «магнитный конструктор» «конструктор лего», «Чудо – проволока», потому что они лучше выполняют поисковую деятельность, проявляя изобретательность.

Зона физического развития

Так как мальчишкам присущ соревновательный дух, в спортивном уголке есть игры «Кто быстрее?» / намотает верёвочку на палочку с машинами и кораблями/; «Кто точнее?» /дартс, кольцеброссы, сбей кегли, мячи и ворота, баскетбольное кольцо, боулинг и др. /; «Кто ловчее?» /поймай мяч, прокати колесо по дорожке, настольный теннис и др. /

Для развития силы у мальчиков имеются эспандеры, гири, схемы силовых упражнений.

Для развития плавности движений у девочек гимнастические ленточки, султанчики, верёвочки косички, подборка классической музыки, схемы выполнения упражнений.

Учить девочку и мальчика двигаться сдержанно, прямо держать спину помогут упражнения с мешочками на голове, хождение по канту, для развития координации скакалки, мячи, обручи, но акцент делаем на различие цвета, девочки предпочитают более яркое.

Зона познания

В книжном уголке подобрана художественная литература, энциклопедии по интересам. Детские журналы для девочек и мальчиков хранятся отдельно в специальных подставках, чтобы удобно быстро найти.

Созданы для девочек коллекции «Ткани», «Пуговицы», «Фантики», открытки «Цветы». Для мальчиков «Шарики», «Мир тачек».

Оформлен альбом «Наши мальчики. Наши девочки», где фотографии детей группы в процессе игры, творческой деятельности, развлечениях, прогулке.

Также нами в познавательной зоне были оформлены самодельные альбомы-папки «Весёлые уроки», где находится игры–задания на развитие психических процессов, которые периодически меняются. Красная для девочек, синяя для мальчиков, жёлтая папка общие игры- задания.

Подобраны дидактические, игры удовлетворяющие потребности возраста и пола.

Зона творчества

В процессе свободной самостоятельной деятельности мы предоставляем детям возможность выбора содержания: и девочки, и мальчики могут изображать то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Мальчики чаще изображают технику - танки, машины, самолёты. Рисунки девочки более однообразны в плане тематики, они чаще рисуют бабочек, цветы, людей, принцесс, в том числе и себя. Для самостоятельного выбора имеются раскраски, трафареты, схемы изображения, книги для творчества отражающие интересы мальчиков и девочек.

В работе с художественными материалами девочки отдают предпочтение ярким цветам, больше внимания уделяют деталям, создают более изящные и пластичные поделки, поэтому чаще используют гелиевые ручки, фломастеры, блёстки, бисер и др. яркий материал.

Рисунки мальчиков наполнены действием, движением. Отражают большее пространство, большую площадь, поэтому необходимы листы большего формата, используем рулонные листы (старые обои, различные линейки.

Итак, предметно-развивающая среда в группе не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, она еще и основа их самостоятельной деятельности. В нашей группе содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Таким образом, при создании предметно-развивающей, пространственной среды, мы учитывали особенности группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье и поэтому окружающая среда для мальчиков и девочек является развивающей.

Литература:

1. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям,воспитателям, школьным психологам. – М. :Линка – Пресс,1998.

2. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

3. Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - Сфера,2006.

4. Фесюкова Л. Б. От трёх до семи. – Ростов,1997.

Публикации по теме:

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста». Елена Владимирова. В соответствии с.

Фотоотчет об организации игрового пространства — уголок для игры в «Дом» или наша «Зефирная» кухня»Фотоотчет об организации игрового пространства — уголок для игры в «Дом» или наша «Зефирная» кухня» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В начале этого учебного года в нашем саду состоялся смотр-конкурс на самую оригинальную и креативную.

Фотоотчет об оформлении группового пространства и раздевалкиФотоотчет об оформлении группового пространства и раздевалки Оформление группы в детском саду является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. Различные варианты зависят от возможностей.

Фотоотчёт «Макеты игрового пространства»Фотоотчёт «Макеты игрового пространства» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.

Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.

Маркеры игрового пространства.Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.

Оформление пространства группы к Новому году.Оформление пространства группы к Новому году. Оформление пространства группы к Новому году. Самый сказочный, долгожданный праздник для детей – это Новый год. Наступает декабрь, и мы.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация игрового пространства с учётом гендерных различий
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 12:55
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация игрового пространства с учётом гендерных различий» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Павловская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД