Тамара Павловская
Организация игрового пространства с учётом гендерных различий
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС одной из основных форм организации образовательного процесса (наряду с совместной деятельностью взрослого и детей) является самостоятельная деятельность ребёнка. Под самостоятельной деятельностью мы понимаем свободную деятельность воспитанников в условиях, созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Публикация «Организация игрового пространства с учётом гендерных различий» размещена в разделах
Помещение, в котором проводят время дети, - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкуса, взглядов, уверенности в себе, своих возможностях и многое другое, что связано с развитием личности маленького ребенка.
Создавая развивающее пространство в группе, педагоги нашего дошкольного учреждения придерживались принципов, изложенных в "Концепции дошкольного воспитания", а так же руководствовались принципами В. А Петровского.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.
Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов. Основную информацию человек получает с помощью зрения, поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Интерьер группы должен меняться, в группе должно быть не только уютно, комфортно, но и красиво.
Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию и реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я".
Принцип половых и возрастных различий, как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей и овладению разными способами деятельности.
Организуя предметно-развивающую среду в группе, мы постарались дифференцировать ее с учетом гендерных особенностей детей, делая основной акцент на правильный и равноколичественный набор игрушек для девочек и мальчиков.
Мы принципиально изменили подход к организации среды: в помещении группы выделили специально оборудованные игровые зоны: для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.
Содержание этих двух зон одинаково полное, целостное, многофункциональное как у девочек, так и у мальчиков. Разделение пространства в группе на зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они с удовольствием взаимодействуют друг с другом.
Зона игры
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. В играх у детей закрепляются гендерные различия, идет формирование взглядов будущих мужчин и женщин на окружающий мир, постепенно формируются навыки культуры общения на основе понимания особенностей мужского и женского стиля поведения.
Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они опираются на ближнее зрение, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, так как игра их чаще опирается на дальнее зрение, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство.
У нас создан уютный уголок для девочек, где находится современная игровая мебель «Маленькая хозяйка» (кухонная стенка с различными шкафчиками для посуды, мойка, стиральная машина, гладильная доска, стол – тумба на колёсах, для свободного перемещения, мягкая мебель, современные красивые кроватки, коляски для кукол, а так же фартуки, косынки, куклы с набором одежды). Создали игру «Модница», где находятся женские аксессуары (сумочки, кошельки, косметички, бусы, браслеты, заколки и др.) Девочки с таким набором игрового материала играют в то, что они видят у мамы и других женщин. Так возникают игры в «дом», «детский сад», «магазин», «больница», «кафе, «киоск» и др. Эти игры способствуют удовлетворению мотивации деятельности девочки - какая Я? /хозяйственная, красивая, модная, заботливая, внимательная и т. д. /
Для мальчиков подобрана чисто мужская атрибутика. Имеется открывающийся ящик – сиденье со стойкой для прикрепления руля или штурвала, так достраивая его стульчиками, он превращается в «автомобиль», «автобус», а если добавить мачту и использовать крупный строительный материал, то в «корабль». В ящике находятся - набор инструментов, бинокли, фуражки, якоря, спасательные круги, канистры с бензином и др. Принимая на себя роль шофёра, солдата, моряка, рыбака, строителя, ремонтника мальчики упражняются быть ловкими, находчивыми, смелыми, умелыми. Мальчики любят разбирать игрушки, использовать для различных целей детали, в этом они удовлетворяют свою потребность в познании, создании, мотивация их деятельности – зачем? Поэтому необходимо иметь сборно - разборные игрушки: машины, роботы, трансформеры, железную дорогу и автостоянки, а так же достаточный ассортимент строительного материала и конструктивных игр.
В зоне мальчиков и девочек есть «коробочки потерянных вещей», куда у мальчиков убираются запчасти от игрушек, а у девочек мелкие игрушки и др. мелкие вещички.
Мы поощряем совместные игры девочек и мальчиков, так для игры «парикмахерская» есть соответствующая атрибутика для мужской и женской причёски; «больница» - халаты для мальчиков и девочек, имеется центр «Скорой помощи», где мальчики любят в игре реагировать на быстрый вызов; «ателье мод» - подборка модной одежды для девочек: шляпки, сарафаны, накидки, косынки, юбки и др. ; для мальчиков: шляпы, кепки, жилетки, плащи – накидки и др.
Зона труда
Продуман уголок мастериц и умелых рук. Для девочек «собери бусы, украшение», «шитьё», «рукоделие» удовлетворяя потребность работать по шаблону, выполняя типовые задания. Для мальчиков «наборы инструментов», «магнитный конструктор» «конструктор лего», «Чудо – проволока», потому что они лучше выполняют поисковую деятельность, проявляя изобретательность.
Зона физического развития
Так как мальчишкам присущ соревновательный дух, в спортивном уголке есть игры «Кто быстрее?» / намотает верёвочку на палочку с машинами и кораблями/; «Кто точнее?» /дартс, кольцеброссы, сбей кегли, мячи и ворота, баскетбольное кольцо, боулинг и др. /; «Кто ловчее?» /поймай мяч, прокати колесо по дорожке, настольный теннис и др. /
Для развития силы у мальчиков имеются эспандеры, гири, схемы силовых упражнений.
Для развития плавности движений у девочек гимнастические ленточки, султанчики, верёвочки косички, подборка классической музыки, схемы выполнения упражнений.
Учить девочку и мальчика двигаться сдержанно, прямо держать спину помогут упражнения с мешочками на голове, хождение по канту, для развития координации скакалки, мячи, обручи, но акцент делаем на различие цвета, девочки предпочитают более яркое.
Зона познания
В книжном уголке подобрана художественная литература, энциклопедии по интересам. Детские журналы для девочек и мальчиков хранятся отдельно в специальных подставках, чтобы удобно быстро найти.
Созданы для девочек коллекции «Ткани», «Пуговицы», «Фантики», открытки «Цветы». Для мальчиков «Шарики», «Мир тачек».
Оформлен альбом «Наши мальчики. Наши девочки», где фотографии детей группы в процессе игры, творческой деятельности, развлечениях, прогулке.
Также нами в познавательной зоне были оформлены самодельные альбомы-папки «Весёлые уроки», где находится игры–задания на развитие психических процессов, которые периодически меняются. Красная для девочек, синяя для мальчиков, жёлтая папка общие игры- задания.
Подобраны дидактические, игры удовлетворяющие потребности возраста и пола.
Зона творчества
В процессе свободной самостоятельной деятельности мы предоставляем детям возможность выбора содержания: и девочки, и мальчики могут изображать то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Мальчики чаще изображают технику - танки, машины, самолёты. Рисунки девочки более однообразны в плане тематики, они чаще рисуют бабочек, цветы, людей, принцесс, в том числе и себя. Для самостоятельного выбора имеются раскраски, трафареты, схемы изображения, книги для творчества отражающие интересы мальчиков и девочек.
В работе с художественными материалами девочки отдают предпочтение ярким цветам, больше внимания уделяют деталям, создают более изящные и пластичные поделки, поэтому чаще используют гелиевые ручки, фломастеры, блёстки, бисер и др. яркий материал.
Рисунки мальчиков наполнены действием, движением. Отражают большее пространство, большую площадь, поэтому необходимы листы большего формата, используем рулонные листы (старые обои, различные линейки.
Итак, предметно-развивающая среда в группе не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, она еще и основа их самостоятельной деятельности. В нашей группе содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.
Таким образом, при создании предметно-развивающей, пространственной среды, мы учитывали особенности группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье и поэтому окружающая среда для мальчиков и девочек является развивающей.
Литература:
1. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям,воспитателям, школьным психологам. – М. :Линка – Пресс,1998.
2. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
3. Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - Сфера,2006.
4. Фесюкова Л. Б. От трёх до семи. – Ростов,1997.