Белькова
Организация и эффективность работы по использованию здоровьесберегающих технологий и инновационных форм работы с детьми
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Публикация «Организация и эффективность работы по использованию здоровьесберегающих технологий и инновационных форм работы с детьми» размещена в разделах
При планировании оздоровительной работы, мы в своей группе, используем разнообразные формы физического воспитания детей, которые способствуют укреплению здоровья и позволяют обеспечить необходимую двигательную активность детей.
Занятия по физической культуре, которые проводятся три раза в неделю. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группе оборудован спортивный центр. Его цель- удовлетворение потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.
Регулярно с детьми выполняем физкультминутки, логоритмику, в процессе образовательной деятельности. Также, ежедневное проведение утренней гимнастики (в помещении в холодное время года и на улице в тёплое время года). После сна используем гимнастики – побудки.
В старшей «В» группе проводится комплекс закаливающих мероприятий:
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- правильная организация прогулки и ее длительности;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в детском саду;
- мытье водой рук по локоть;
- ходьба по ребристым и массажным дорожкам.
При работе с детьми обязательно соблюдаем основные принципы закаливания:
- Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
- Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
- Систематичность и постоянство закаливания.
В течение года ведётся учёт индивидуальности закаливающих мероприятий.
К одной из эффективных форм двигательной активности является прогулка, также, это надежное средство укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Во время прогулки особое место уделяем подвижным играм («Ловишки», «Уголки», Парный бег», которые способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений.
Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических
упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения– поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утреннюю гимнастику проводим ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
В перерывах между занятиями, проводим двигательную разминку. («А в лесу растёт черника», «Птички», «Дружно встанем на разминку», «Самолёт»). Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки. Основное её значение в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала. Кроме того, хорошо организованная двигательная разминка способствует увеличению двигательной активности детей.
В течение всего дня пребывания детей в детском саду следим за тем, чтобы дети правильно сидели во время еды, занятий, отдыха.
В нашей группе мебель подобрана по росту детей, есть соответствующая маркировка на столах и стульях. Расположение мебели и игрового материала дает возможность детям удовлетворять двигательную активность.
В течение года мы пополняем центр физического развития: нами совместно с родителями были изготовлены дорожки здоровья, моталочки, массажёры.
В группе имеются картотеки: подвижных игр, комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения после сна по возрасту, пальчиковых, подвижных игр; логоритмики, Су-джок. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, аккуратно хранится.
Работа по физическому развитию тесно связана с работой с родителями воспитанников. В старшей группе были разработаны буклеты для родителей «В здоровом теле – здоровый дух!», консультации на тему «Здоровый образ жизни семьи», «Спортивный уголок дома». Папка-передвижка «Здоровый образ жизни». Анкетирование «Здоровый образ жизни в семье». Цель этого анкетирования: выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни. Результаты анкетирования показывают, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом. Многие родители вместе с детьми активно занимаются физкультурой, ходят на лыжах, посещают бассейн. совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты в укреплении здоровья ребенка.
Мониторинг по освоению содержания образовательной программы по физическому развитию (в сравнении начало и середина года) показал динамику: на начало года не было воспитанников с высоким уровнем, 3 воспитанника показали низкий уровень. К середине года 3 воспитанников показали высокий уровень, а низкого уровня нет.
Для укрепления и сохранения здоровья воспитанников мы используем следующие здоровье сберегающие технологии.
- Гимнастика пробуждения
Сюда входит самовытяжение, дыхательные упражнения, босохождение,. Мы используем такие комплексы : "Мы проснулись", "Солнышко", "Бабочка","Ветерок","Шалтай-болтай","Лесные приключения" и др. - Пальчиковая гимнастика
проводим с детьми индивидуально, либо с группой ежедневно в любое удобное время, а так же во время занятий. Дети знают много упражнений и с удовольствием выполняют их: "Птички", "Семья", "Наши пальчики", "Пальчики уснули", "Наши алые цветы", "Котенок-шалун", "Росточек", "Бежали мимо речки"(в парах) и др. Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (мелкой моторики). Стараемся стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
- Релаксация
проводим в зависимости от состояния детей (после физических и умственных нагрузок). Упражнения на расслабление мышц лица: "Озорные щечки", "Рот на замочке", "Злюка успокоилась"; на расслабление мышц рук: "Лимон", "Пара"; на расслабление мышц ног: "Лошадки", "Слон"; на расслабление всего организма : "Птички", "Снежная баба".
- Подвижные и спортивные игры
В течение дня мы играем с детьми в подвижные игры и игры с элементами спортивных игр. Игры не только укрепляют мышцы, но и способствуют развитию таких качеств, как выносливость, быстрота, сила и ловкость. Кроме того, в спортивной игре дети учатся действовать сообща и следовать установленным правилам. Маленький человечек приучается к самообладанию, у него появляется ответственность за свои действия, такие игры развивают волю и сдержанность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Это игры большой, средней и малой подвижности: "Море волнуется раз", "Совушка", "Веснянка", "Гори, гори ясно", "Перелет птиц" и др. Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры: "Кого не стало", "Чей голос", "Найди пару", "Зеркало", "Змейка" и др.
- Динамические паузы
(комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.) Динамические паузы проводим во время занятий 2-5 мин. по мере утомляемости детей. Туда включаем элементы гимнастики для глаз: "Метка на стекле" и др. ; дыхательной гимнастики: "Кто быстрее", "Лев", "Старый трактор" и др. ; пальчиковой: "Кап, кап. ", "Наши пальчики" и др. в зависимости от вида занятия. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
- Гимнастика коррегирующая
проводим в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
При подборе упражнений особое внимание уделяем их доступности для ребенка и разнообразию: "Золотой ключик", "Айболит", "Строители", "В зоопарке" и др. Гимнастика не только "пробуждает" организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект.
- Самомассаж проводим в различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
Педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Все рассмотренные выше здоровьесберегающие технологии имеют оздоровительную направленность, поэтому здоровьесберегающую деятельность нужно использовать в комплексе, чтобы она сформировала у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.