МААМ-картинки

Возможности использования магнитной доски в домашних условиях для развития познавательных процессов у дошкольников

Эльвира Хасанова
Возможности использования магнитной доски в домашних условиях для развития познавательных процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

"Возможности использования магнитной доски в домашних условиях

для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Материал подготовила:

Хасанова Эльвира Эльфатовна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад № 396"

Магнитная доска – оборудование, имеющее широкий спектр использования и помощник для организации образовательной деятельности. Для современных детей, часто зависимых от гаджетов сложно играть в настольные игры, их совершенно не привлекают картинки, книги, а магнитные игры - что-то необычное, интересное и в то же время полезное, как показывает практика, к ним дети долго сохраняют интерес.

Доски бывают напольными, настенными, индивидуальными, а в каждой семье есть своя большая магнитная доска – и это холодильник. Пособия для магнитной доски можно изготовить самостоятельно, используя магнитную основу и картинки, а можно купить в магазине готовые пособия по различным темам (животные, люди разных профессий, овощи, фрукты, игрушки, транспорт и т. д.).

Одним из главных достоинств этих игр является то, что для них не требуется какой-то дополнительной подготовки, для совместных с ребенком игр вам нужны только магнитная основа и набор магнитов.

Для кого эти пособия?

- для всех детей дошкольного возраста, а особенно раннего и младшего дошкольного;

- для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они чаще всего находятся на более раннем этапе психического развития;

- для детей, которых тяжело привлечь к играм за столом.

Варианты игр и упражнений, которые используются для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста:

Для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста можно использовать такие варианты упражнений:

Выкладываем перед ребенком магниты на доске, при выкладывании проговариваем название этих предметов, просим ребенка запомнить предметы, которые располагались на доске. Просим закрыть глаза и в это время прячем несколько магнитов, расположенных на доске, просим ребенка открыть глаза и вспомнить, каких предметов не стало.

На доске могут быть расположены те же предметы, что в предыдущей игре. Взрослый проговаривает название предмета и заостряет внимание на его цвете, затем предметы прячутся, и на доске появляется картинка изображением предметов в черно-белом варианте. Задача ребенка: вспомнить, какого цвета были предметы.

Для развития слухоречевой памяти ребенку предлагаются пары слов, например такие: самолет – крыло, дерево – дупло, дождь – зонтик, цветок – ваза, арбуз – семечки, дом – крыша, машина – колесо, клубника – варенье, медведь - мёд. Затем ребенку предлагается выбирать в произвольном порядке магниты, и, приклеивая магнит на доску, вспоминать, а какое же слово запоминали в паре с этим словом.

С целью развития мышления детей магнитные игры можно использовать так:

«Магазин овощей, ягод и фруктов». Ребенку предлагаются разные виды овощей, фруктов, ягод, которые ему необходимо разложить по воображаемым полочкам в магазине в следующем порядке: сверху расположить овощи, посередине - ягоды, внизу – фрукты.

Сортировка предметов по обобщающим категориям, либо отличительным признакам предметов (например, все красные или все круглые, либо деревянные предметы). Ребенку предлагается разместить на доске сверху справа все фрукты, сверху слева - игрушки, внизу справа - транспорт, внизу слева - одежду, в центре - овощи).

Так же можно адаптировать вариант всем знакомой игры «4 лишний» для использования ее на магнитной доске следующим образом: в ряд выкладываются 4 магнита, среди них один лишний, так как другие три предмета можно назвать одним словом, либо все они имеют общий признак. Ребенку предлагается исключать в каждом ряду лишний предмет и объяснять свой выбор.

С целью развития образного мышления, умения работать по образцу, можно предложить ребенку магнитный танграм, который отличается от обычного танграма лишь тем, что детали у него магнитные.

Для повышения уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке можно изготовить разрезные картинки, распечатав для этого простые предметные картинки на нейтральном фоне с четким контуром предметов, изображение должно быть ярким, но не пестрым. Картинки разрезаются на 2-8 частей, как по горизонтали, вертикали, так и по диагонали, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Ребенку предлагается собрать картинку на столе, затем разместить на доске.

Так же одним из вариантов игры на магнитной доске является игра «Сложи квадрат». Ребенку предлагается набор плоских магнитных геометрических фигур разного размера, если подобрать их друг к другу правильно, можно собрать квадраты разного размера. Данная игра позволяет усваивать соотношение целого и части, учиться составлять целое из частей, развивает зрительное восприятие и логическое мышление.

С целью развития внимания, усидчивости, умения работать в соответствии с образцом, формирования пространственного и логического мышления детей дошкольного возраста можно использовать набор плоских магнитных геометрических фигур в игре «Повтори узор» или «Продолжи ряд». Взрослый выкладывает 2-3 фигуры в определенной последовательности, в результате чего получается узор. Задача ребенка повторить узор за взрослым.

Для развития образного мышления и воображения детей можно предложить ребенку узнать предмет по силуэту. Для этого необходимо разложить на плоской поверхности предметы обратной к детям стороной. На доске в это время расположен лист бумаги с силуэтами этих предметов. Задача ребенку узнать силуэт предмета и прикрепить его к доске.

Для развития речи детей магнитные игры можно использовать так:

Для развития связной речи ребенка можно предложить ему составить предложение, используя в нем несколько слов, расположенных в ряд на доске (например, Елка, яблоко, еж; папа, машина, дом, светофор; мальчик, собака, девочка, велосипед, кот и т. д.). Например: Ежик уронил яблоко под ёлкой.

Следующая игра поможет ребенку различать свойства предметов и находить предмет по описанию. Для этой игры на доске расположены разные предметы: яблоко, солнце, мяч, морковь, велосипед, огурец, елка и т. д. Взрослый описывает ребенку предмет, используя яркие, характерные особенности этого предмета, например: зеленая, колючая, ветвистая (ёлка); круглое, румяное, спелое (яблоко); теплое, круглое, желтое (солнце). Задача ребенка: отгадать загадку об одном из этих предметов.

Данная игра по содержанию похожа с предыдущей игрой, но в данной игре ведущий - ребенок, и он пробует самостоятельно описать предметы, расположенные на подносе. Для этого ребенок выбирает один предмет, описывает его, в это время взрослый должен догадаться о каком предмете идет речь, и в случае правильного ответа – прикрепить магнитное изображение предмета к доске.

С целью расширения представлений ребенка об окружающем мире можно использовать следующие варианты игровых упражнений на магнитной доске:

Для расширения представлений ребенка о людях разных профессий можно использовать магнитный набор «Профессии», который представляет собой изображения людей разных профессий, их предметы труда. В начале можно выбирать человека любой профессии, правильно называть его, и отвечать на вопрос: что он делает? Врач – лечит, художник - рисует, парикмахер -стрижет и т. д. Затем предложить ребенку выбрать предмет и подумать, человеку какой профессии он подойдет.

Для расширения словарного запаса детей и расширения представлений о животных можно использовать магнитный набор «Животные и их детеныши». Для начала можно размещать магниты с животными на доске и правильно называть животное (многие современные дети называют свинью – свинка, овцу – бараш, кошку – котик и т. д.). Затем можно предложить ребенку найти маму каждого детеныша и правильно назвать детеныша и маму в женском роде, например, мама не медведь, а медведица, не баран, а овца, не пёс, а собака, не тигр, а тигрица, не конь, а лошадь.

Современные дети требуют современных подходов к ним и к тому, чем ты с ними занимаешься. Все меньшее количество детей играет в обычные бумажные игры, а детей с ОВЗ привлечь к настольной бумажной игре или картинке практически невозможно. Здесь на помощь идеально приходит магнитная доска и игры на магнитах, поскольку играя с магнитами, включается другой вид деятельности – предметно-манипулятивная деятельность. А так же это удивительная возможность отвлечь детей от гаджетов и играть в старые, знакомые нам взрослым игры по новому, современному. Так же для лучшего восприятия родителями данного материала для них подготовлен видео мастер-класс, в котором наглядно показано, каким образом следует использовать данные пособия.

Публикации по теме:

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возможности использования магнитной доски в домашних условиях для развития познавательных процессов у дошкольников
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 12:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности использования магнитной доски в домашних условиях для развития познавательных процессов у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Хасанова (УИ 1335211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД