Евгения Кутузова
Организация изобразительной деятельности в рамках учебной практики
▼ Скачать
Одной из задач Федерального государственного стандарта является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных и эстетических качеств. Данная задача реализуется благодаря образовательной области художественно-эстетическое развитие, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей [1].
Публикация «Организация изобразительной деятельности в рамках учебной практики» размещена в разделах
Основными задачами художественно-эстетического восприятия является: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности; развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, воображения, художественно-творческих способностей; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении [2, с. 298].
Вышеперечисленные задачи находят своё решение, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах, в том числе изобразительной деятельности детей. Изобразительная деятельность является эффективной формой активности дошкольников, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.
В процессе прохождения педагогической практики в старшей группе дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется организации и проведению непосредственно образовательной деятельности по рисованию. Рисование является самым распространенным видом детского творчества в дошкольном и младшем школьном возрасте благодаря своей доступности, непосредственно образовательная деятельность вызывает положительные эмоции, дошкольники часто интересуются, когда будут проходить занятия по рисованию.
На практике мной были проведены несколько занятий по темам «Русская матрешка» и «Моя книга». Проанализировав занятия, проводимые педагогом и свои занятия, я пришла к выводу, что дошкольники любят рисовать то, что они захотят, но в рамках определенной темы, тем самым у них развивается один из важнейших психических процессов – воображение.
В процессе проведения занятия по рисованию по теме «Матрёшка», дети заинтересовались игрушкой, эмоционально рассказывали об узорах на одежде матрешки и об используемых художниками цветах в росписи игрушки. После рассмотрения игрушки детям был предложен силуэт матрешки, и было предложено украсить фартук матрешки любым узором. Я заметила, что дошкольники старательно выводили узор, у них не возникало вопроса что рисовать, ведь в их воображении уже вырисовывался готовый фартук.
После занятия дети проявили желание поиграть с матрешкой, они с удовольствием собирали и разбирали её. После игровой деятельности у детей возник интерес, они более подробно рассмотрели матрешку и выполнили с ней действия, после чего несколько человек попросили еще по одному силуэту матрешки.
Следовательно, можно сделать вывод, чтобы вызвать интерес и желание детей к изобразительной деятельности, необходимо на занятии использовать наглядные методы, различные атрибуты, нужно познакомить ребёнка с объектом рисования, выполнить ряд игровых действий.
При проведении занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Моя книга» детям было предложено рассмотреть книги и иллюстрации к ним, проведена беседа о важности профессии художника-иллюстратора, детям было предложено выполнить иллюстрацию к стихотворению А. Барто. При выполнении этого задания дети были ограничены как сюжетом, так и цветом. Во время занятия многие дети спрашивали, как расположить предметы на листе, можно ли вместо зеленой скамейки нарисовать красную. Детям хотелось рисовать так, как они представляют это, им было сложно понять, что художник-иллюстратор всегда рисует то, о чем говорится в стихотворении.
Следовательно, можно сделать вывод, что для проведения таких занятий необходимо проводить предварительную работу, больше времени уделить рассмотрению иллюстраций разных художников, тогда детям будем намного легче понять, что нужно рисовать то, о чем говорится в стихотворении.
Можно сделать вывод о том, что лучше использовать в непосредственно-образовательной деятельности детей незнакомые им яркие игрушки, привлекающие внимание, дать детям возможность самим вносить изменения в рисунки и никогда не отказывать им в свободной изобразительной деятельности. Ведь иногда ребенок может нарисовать то, что он побоится или постесняется сказать взрослым или он просто захочет выразить свои эмоции на листе бумаги. Также дошкольникам можно предложить не только нарисовать, но и поиграть с рисунком, изготовить шапку, разрисовать ее и стать медсестрой, нарисовать кроватку для кукол или просто поделиться ими с друзьями и родителями.
Организация изобразительной деятельности в рамках учебной практике, помогает получить опыт проведения таких занятий, появляется возможность проанализировать детские рисунки, увидеть реакцию детей на ту или иную тему для рисования, а также выявить их интересы и предпочтения. Также во время учебной практики появилась возможность понаблюдать за организацией изобразительной деятельности опытным педагогом, перенять у него опыт и интересные задумки, которые помогают удерживать внимание детей. Все полученные во время учебной практике умения, пригодятся в профессиональной деятельности.
Литература
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 354с.