Марина Довбыш
Культурные практики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС №6 «РАДУГА» г. Котельниково, Волгоградской области
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«Культурные практики в ДОУ»
Музыкальный руководитель
Довбыш Марина Александровна
19.08.2016г.
Культурные практики в ДОУ
С выходом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культорологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребёнка к ценностям мировой и национальной культуры, развитие его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культурно-личностной культуры ребёнка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Публикация «Культурные практики в ДОУ» размещена в разделах
По словам Н. Б. Крыловой «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативно, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребёнком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Т. е. это отношения и общение между детьми одного возраста, разного возраста и со взрослыми.
К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками относятся:
• Игра (сюжетная и с правилами)
• Продуктивная деятельность (утренники, развлечения, концерты)
• Познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествие по карте)
• Чтение художественной литературы
• Практическая деятельность (трудовое воспитание)
• Результативные физические упражнения
• Коммуникативный тренинг (общение, развитие речи)
• Музицирование
Музицирование
Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда вместе с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, о человеке с помощью языка звуков и интонаций. Слушание музыки - один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Элементарные представления о языке музыкального искусства формируются в разных видах детской музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве). На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы. На первом этапе музыкальный руководитель должен пробудить интерес к произведению. Очень важно продумать вступительное слово перед первым прослушиванием, а также пояснения во время прослушивания. По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица можно судить по их активному музыкальному восприятию и заинтересованности. На втором этапе можно обратить внимание детей на наличие вступления, заключения, и исползование средств музыкальной выразительности. Детям с неустойчивым вниманием и небольшим по объёму запоминанием трудно воспринять и понять музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять. Для этого существует специальный подбор музыкального репертуара, использование музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения, импровизации); так же используются разные виды художественной деятельности детей (слушание стихов, рисование на тему музыки или под музыку, просмотр репродукций, слайдов, видеоматериалов). Эти способы являются наиболее продуктивными. На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят повторить понравившиеся отрывки. Пытаются выразить в движениях-импровизациях.
В младшей группе у детей начинает накапливаться запас музыкальных впеччатлений. Сначала по показу музыкального руководителя, затем дети сами, слыша знакомую музыку, выполняют соответствующие движения. В средней группе, систематические упражнения в слушании музыки, вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и связанной с жизненными явлениями. В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Развивается произвольная память и внимание, развивается воображение. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Дети могут находить фантастические применения новым образам, что можно увидеть в творческих заданиях. В этих заданиях складывется своя культурная практика. Практика событийности. Т. Е. дети могут применить знакомый опыт в реальной жизни (услышанные произведения или песни на определённую тему применить по назначению. Например, военные песни и произведения о войне они используют именно по назначению)
На основе культурных практик, а именно практики музицирование, формируются привычки ребёнка, пристрастия, интересы, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Таким образом можно сделать вывод, что использование культурных практик – это реализация умений ребёнка, включение готовности и способности ребёнка действовать во всех жизненных обстоятельствах, опираясь на ранее полученные знания. А для взрослого появляется ещё одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребёнка близким другом и наставником.
Цыпляева О. В. Восприятие, ка вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении