Кристина Болдова
Конспект занятия по экологическому образованию детей в старшей группе «Будь другом природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
• Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности;
• Познавательное развитие: развитие любознательности и интересов детей;формирование познавательных действий, становление сознания;продолжать формировать представления детей об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов, планете Земля, как общем доме людей;
• Речевое развитие: владение речью, как средством общения и культуры;
• Социально – коммуникативное развитие: формирование поведения.
Группа: старшая
Тема: «Будь другом природе»
Публикация «Конспект занятия по экологическому образованию детей в старшей группе „Будь другом природе“» размещена в разделах
Цель: создание благоприятных условий для закрепления знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
Программные задачи:
1. Образовательные: расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу).
2. Развивающие: развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться. Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию, стимулировать развитие памяти детей.
3. Воспитательные: воспитывать в детях доброту и отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе, воспитывать моральные качества и нравственные ценности.
Активизация словаря: чистота, загрязнение, заводы, экологическая проблема.
Оборудование: плакат с заводами, с грязью, конверт.
Демонстрационный материал: рисунки с проблемными ситуациями, запрещающие знаки, картинки с пищевыми цепочками.
Раздаточный материал: карточки с изображением различных растений, животных.
Подготовительная работа: беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ. Проведение экспериментов с водой, опыт по очистке воды (дети пропускали загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой, обращение детей, как изменилась вода после очистки (делали самостоятельные выводы, игры с воздушными шарами; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением. Чтение художественных произведений С. Я. Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева. Аппликация «Ромашковое поле».
Ход занятия:
I. Организационный этап:
В. : Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе. На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от доктора Айболита. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш доктор Айболит».
В. : Ребята поможем, узнаем причину несчастья?
Д. : Да!
В. : Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями?
Д. : Незнайка с друзьями летал на воздушном шаре.
В. : Верно! Вот и нам он нужен. Но перед тем как отправится в цветочный городок необходимо пройти проверку:
Математическая разминка:
В. : Сколько месяцев в году? (Спросить по именам, несколько детей)
Д. : В году 12 месяцев
В. : (Имя) назови первый месяц года. (Имя, а ты как думаешь?
Д. : Первый месяц года январь.
В. : (Имя, назови времена года. (Опросить несколько детей)
Д. : Зима, весна, лето, осень.
В. : (Имя, какое сейчас время года?
Д. : Сейчас лето.
В. : Сколько дней в неделе?
Д. : Семь дней в неделе.
В. : (Имя, какой сегодня день недели?
Д. : Ответ ребенка.
В. : Кто сможет назвать все дни недели? (спросить по имени)
Д. : Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресение.
В. : Молодцы ребята! Прошли проверку! Теперь можно отправится в цветочный городок. Сейчас сделаем воздушный шар и отправимся на помощь доктору Айболиту.
Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
В. : Вот, мы и прилетели.
Работа с демонстрационным материалом:Дети подходят к плакату, на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.
В. : Ребята что-то на этой картинке не так, разве так выглядит цветочный городок?
Д. : Нет, в цветочном городке красивая природа и солнышко, а здесь всё тёмное и огромный чёрный завод, и леса нет
В. : Верно.
В. : Как вы думаете, ребята, что же в этом городке произошло?
Д. : Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду.
В. : Что стало с речкой?
Д. : Она загрязнилась, от сточных вод с завода.
В. : Может ли рыба жить в такой реке?
Д. : Нет, вода слишком грязная.
В. : Куда исчез лес и пропали лесные звери?
Д. : Лес вырубили, зверям негде стало жить.
В. : Как бы вы поступили на месте этих жителей?
Д. : Не вырубали лес, не загрязняли воду.
В. : Что будет с этим жителями?
Д. : Если они не исправят ситуацию, то будут болеть.
Ребята давайте поможем исправить ситуацию!
II. Основной этап:Дети подходят к столу.
В. : Ребята скажите, а чем и как мы дышим?
Д. : Мы дышим воздухом, носом, иногда ртом.
В. : Можем мы вообще не дышать?
Д. : Нет нельзя, без этого человек не может жить.
В. : Можем мы дышать грязным воздухом?
Д. : Можем, но это плохо, мы будем болеть, нам будет плохо.
В. : Что мешает воздуху быть чистым?
Д. : Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин.
В. : Может сейчас человек прожить без машин, заводов и фабрик?
Д. : Ему будет тяжело без них.
В. : Что нужно сделать что бы природа не страдала?
Д. : Надо на трубы ставить фильтры, беречь лес.
Дидактическая игра «Исправь ситуации»
1. Ставим фильтры.
В. : Мы знаем, что растения помогают очистить воздух, как они помогают? Д. : Выделяют кислород.
В. : Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода. Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще чище?
Д. : Посадить деревья, кустарники, цветы и т. д., но сначала нужно убрать весь мусор.
2. Очищаем реку, убираем мусор (мусор зачеркивается, приклеиваем травку, цветы).
В. : Молодцы ребята!
3. Сажаем деревья (приклеиваем деревья, кустарники, цветы на ватман, где изображен Цветочный городок). (Исправляем ситуацию).
4. Прикрепляем картинки с животными (на наш плакат с экологическими проблемами).
В. : Ребята, а ведь всё живое вокруг взаимосвязано между собой. Я вам предлагаю выложить пищевые цепочки:
Растения – гусеница – птицы
Растения – мышка – сова
Растения – заяц – лиса
Насекомые – ежи
Грибы – белка - куницы
Молодцы ребята!
5. Вешаем запрещающие и напоминающие знаки для жителей цветочного городка:
В. : Ребята, а что должны делать жители Цветочного городка, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие и запрещающие знаки им подскажут? Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
В. : Не рубить и не ломать деревья и кустарники!
Д. : Деревья очищают воздух, плоды деревьев являются кормом для животных.
В. : Не разводить костры под деревьями!
Д. : Может возникнуть пожар и погибнет всё живое.
В. : Не оставлять мусор!
Д. : Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу.
В. : Не разорять муравейники! Они убирают все нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо
В. : Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.
1. На заводе поставили очистительные сооружения.
2. Убрали весь мусор.
3. Почистили реку.
4. Посадили деревья в лесу
5. И осталось нам запустить в реку рыбок.
Дети приклеивают на ватман рыбок, где нарисована река.
В. : Молодцы ребята!
III Заключительный этап:
1. Подведение итогов. Рефлексия.
В. : Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Д. : Да!
В. : Теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой. Проводиться повторно физкультминутка «Воздушный шар».
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. Мы хотим опять назад, в наш любимый детский сад!
В. : Вот мы и вернулись!
В. : Ребята, что вы запомнили из сегодняшнего путешествия?
Д. : Ответы детей.
В. : Помогли мы Цветочному городку с экологической проблемой?
В. : Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.
В. : За вашу помощь Айболит и жители цветочного городка приготовили вам сюрприз (угощения детям).