Матвиенко светлана
Организация и методы работы по формированию диалогической речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Часто, наблюдая за игровой деятельностью детей с тяжёлыми нарушениями речи, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У детей нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о своём, не слышит партнёра, и не отвечает на его высказывания. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ТНР фактически лишены возможности словесной коммуникации. В ситуации неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами общения.
Публикация «Организация и методы работы по формированию диалогической речи у детей с ОНР» размещена в разделах
Для большинства детей старшего дошкольного возраста с ТНР характерна внеситуативно - познавательная форма общения, остальные дети прибегают к ещё более элементарной – ситуативно-деловой форме. Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно - личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста. Дети с тяжёлыми нарушениями речи стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребёнком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Исходя из выше сказанного, можно судить о том, что общение со сверстниками у детей с ТНР носит эпизодический характер, дети предпочитают играть в одиночку. Сюжетно-ролевую игру можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. С. А. Миронов [28] описывает методы работы по развитию речи детей дошкольного возраста; методические приёмы рассчитаны на коррекцию нарушений речи в играх, в трудовой и творческой деятельности в зависимости от уровня психического и речевого развития ребёнка.
Развитие речи у детей дошкольного возраста с ТНР необходимо проводить через современные инновационные технологии.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко [37], можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования:
- технологии развивающего обучения;
-технологии проблемного обучения;
-игровые технологии;
-компьютерные технологии:
-альтернативные технологии.
Игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.