Сухогузова Ольга
Консультация с родителями «Организация игровой деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация с родителями "Организация игровой деятельности детей раннего возраста". (с использованием ИКТ)
Современная система отечественного дошкольного образования строится в соответствии со всемирно признанной теорией детского развития Л. С. Вы-готского. Считается, что ребенок созревает психологически и социально вме-сте со своей "жизненной ситуацией развития", то есть развивается не ребенок сам по себе, а система "взрослый - ребенок", из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельная личность. При этом учится он лишь у тех, кого любит и кому доверяет. Следовательно, главными учителями и воспита-телями для ребенка являются его родители, общение и совместная деятель-ность с которыми выступают источниками развития малыша. Достижение гармоничного психосоциального развития ребенка возможно при условии его включения в ведущий вид деятельности данного возрастного периода.
Публикация «Консультация с родителями „Организация игровой деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
Существуют такие формы игровой деятельности :
Предметная игра (8-15 месяцев)
Отобразительная игра (с 12-15 месяцев до 2 лет)
Сюжетно – отобразительная (с двух лет)
Режиссерская
Образно – ролевая (от трех лет)
В раннем возрасте таким видом деятельности является предметная игра. Ре-бенок, с помощью взрослого осваивает и открывает для себя физические (ве-личину, форму, цвет)и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко, разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку, способы действия с предметами окружающего мира.
Затем на смену предметным играм младенцев на втором году жизни приходит отобразительная игра, носящая подражательный характер. Для такой игры очень важна наглядная ситуация. Малыши повторяет то, что взрослый по-казывает. Дети, лишенные контакта со взрослым человеком и предметным окружением, отстают в психическом развитии: у них наблюдается задержка развития игровой деятельности, мелкой моторики и речи, объедененность эмоциональной сферы. поэтому родители и педагоги должны помнить, что роль взрослого в психическом развитии ребенка в первые три года жизни уникальна!
Основным моментами правильно организованного взаимодействия с детьми раннего возраста является :
1. уважение личности ребенка, которое предполагает признание за ним права на проявление своей индивидуальности,
2. нимательное отношение к его настроению, успехам и неудачам,
3. Избега физических наказаний обижающих ребенка.
Если малышу будет чувствовать, что ему доверяют, то он активнее от-кликнется на игровое взаимодействие со взрослым. Поэтому важно уста-новить доверительные отношения с ребенком, оказывая ему эмоциональ-ную поддержку, внимание, доброжелательное общение, откликаться на его инициативу.
В игре с малышом, взрослый должен придерживаться тактики сотрудни-чества.
Лучше всего общаться с малышом, глядя ему в глаза, используя ласковое прикосновение.
При общение с детьми второго и третьего года жизни следует учитывать их непосредственность, неустойчивость внимания и эмоциональность восприятия окружающего мира. Поэтому все действия взрослого должны быть эмоциональными и заразительными, ведь интерес к деятельности легко передается малышам, если взрослый сам увлечен ею.
В игровой деятельности ребенку должны предоставляться максимальная сво-бода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство. В играх следует исключать опеку, проявлять до-верие к ребенку, формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что ему по силам, приходя на помощь каждый раз когда он в ней нуж-дается. Следует избегать ситуаций огорчения в связи с трудностью выполне-ния задания, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах. Поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от осознания собст-венных успехов.
Сюжетно – отобразительная игра возникает на основе предметной деятель-ности – ведущей в раннем возрасте. Для ребенка это реальная деятельность, не предполагающая пока никакой условной ситуации. Для возникновения иг-ровой ситуации необходимо, чтобы сначала ее создал взрослый. Ребенок с удовольствием включается в такую игру. Ему стоит показать как можно больше игровых действия. Например, играя «Дочки - матери», куклу можно покатать в каляске, покормить, переодеть, уложить спать. Однако делать иг-рушке массаж, не нужно, так как это может привести к формализации игры, т. е. механическому повторению действий, смысла, которых ребенок не по-нимает. Это будет тормозить становление самостоятельной игры. Для разви-тия сюжетно – отобразительной игры и подготовке перехода к режиссерской игре и образно – ролевой, следует обогащать представления детей : читать им сказки, рассказывать по картинкам, расширять их игровой опыт.
Важнейшим событием в процессе развития психики и личности ребенка яв-ляется возникновение самостоятельной игровой деятельности. Ребенок двух с половиной – трех лет начинает играть сам, уже не вовлекая в эту деятельность взрослого.
Режиссерская игра – это игра где дети не выполняют никаких ролей, а управ-ляют по ходу развертывания сюжета действиями игрушек, выполнявших функции как людей так и предметов, требовавшихся по ходу игры. Начальные формы режиссерской игры, свойственной детям раннего и младшего возраста, известной примитивностью сюжета, однообразием действий с предметами, сравнительной непродолжительностью, ситуативностью возникновения и эпизодичностью. Совершенно по-другому выглядит полноценно развитая режиссерская игра в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Почти одновременно с режиссерской игрой возникает еще один вид само-стоятельной игры, это образно – ролевая игра. Ребенок воображает себя кем или чем угодно и, соответственно, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. Впоследствии в сюжетно – ролевой игре главным становятся собственно человеческие роли и отношения, но об этой категории игр расскажу вам чуть позже при нашей следующей встрече.
Подводя итоги, можно сделать выводы:
Таким образом, большинство исследователей детской игры свидетельствуют, что «игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста». Ве-дущей деятельностью является не вся игра и не игра вообще, а только ее осо-бая разновидность. Поэтому глубоко был прав А. Макаренко, когда говорил: «У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворить. Но не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
В соответствии с таким пониманием мотивационно – потребностной основы игровой деятельности решается и проблема введения ребенка в ту или иную конкретную игру. Что нужно сделать, чтобы дети начали играть? В чем со-стоят необходимые условия, запускающие детскую игру? Согласно приве-денной трактовке игра возникает из потребности ребенка воспроизводить в собственной деятельности то, что его окружает.
О мотивах же игры можно сказать, что они лежат не впереди этой деятельно-сти, не предшествуют ей во времени и не обуславливают ее как непосредст-венные причины, а, скорее, существуют как новые перспективы и возможно-сти, открывающиеся ребенку в этой деятельности, то есть побудительные си-лы детской игры лежат в пространстве будущего, в области внутренней сво-боды, а не в отношениях каузальной необходимости. Факт, что все способст-вующее возрастанию свободы и возникновению новых возможностей вызы-вает у человека яркие положительные эмоции, является одним из основопо-лагающих в учении Б. Спинозы. Именно поэтому в игре происходит не раз-рядка или удовлетворение какой-то потребности, не приведение в гомеоста-тическое равновесие системы «индивид – среда», а пробуждение новых сил и энергии, подключение ребенка к смысловым полям и истокам человеческой культуры.
В игровой деятельности вместе с родителями ребенок получает первый опыт игрового общения, поэтому важно учитывать организационно - воспитатель-ные моменты. Во-первых, действия, опасные для жизни и здоровья ребенка, обижающие и оскорбляющие других, следует пресекать категорически и все-гда. Малыш должен знать слово "нельзя". Необходимо ребенку как можно доступнее объяснить причину запрета. Целью ограничений должно быть стремление научить ребенка понимать, что некоторые формы его поведения непреемлимы для других. Оценивать можно только плохой поступок ребенка, а не его личность, так как формирование положительной самооценки - необходимое условие благополучного развития ребенка.
Уважаемые педагоги и родители еще раз повторим формы игровой деятель-ности :
Предметная: собирать и разбирать игрушки (пирамидка, открывать и закрывать (матрешка, бочонки, коробочки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков, забивать молоточком палочки, рыбалка, различные сортеры и др.
Отобразительная: взрослый показывает «Кукла плачет», «Собачка за-болела»
Сюжетно – отобразительная: «доктор», «дочки - матери», «магазин», «парикхмахерская».
Режиссерская – это игры в которых ребенок заставляет говорить, вы-полнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
Образноо - ролевая: театрализованные, где ребенок играет роль кого-то, подвижные игры «У медведя во бору»
Литература
1. Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова «Психология и педагогика обучения дошколь-ников», Изд. «Мозаика-синтез», М. 2013.
2. Г. А. Урунтаева «Дошкольная психология», Изд. «Академия», М. 1996.
3. А. Баркан «Как правильно развивать и воспитывать малыша», Изд. Скрип-торий, М. 2015.
4. Р. С. Немов «Психология», Изд. «Владос», М. 2002.
5. Т. И. Алиева, Т. В. Антонова «Истоки. Примерная основная общеобразова-тельная программа дошкольного образования», ТЦ «Сфера», М. 2011.
6. Н. Ю. Галой «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско – роди-тельскими парами», Изд. «Учитель», В. 2015.