елена орлова
Организация двигательной активности детей на погулке
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация двигательной активности
детей на прогулке»
1слайд
Двигательная активность является важным условием развития и воспитания ребенка, ведь это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Она особенно значима в дошкольном возрасте, когда формируются системы и функции организма.
Темочки:
Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Особенно опасна гиподинамия для ослабленных детей, ведь в первую очередь страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц. Все это ведет к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития, а также хроническим заболеваниям
В работе с детьми организация детской деятельности требует от педагога особого внимания, так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр. Вы, наверное, наблюдали за детьми, которые заняты своим делом. Например, девочки играют с куклами. Одна из них кормит куклу, укладывает спать, не вставая с места. Другая те же действия выполняет, находясь в постоянном движении. Даже с такой игрушкой как мяч, дети по-разному подвижны: могут бросать мяч и бегать за ним по несколько раз подряд. Или же, наоборот, выполняют с мячом более спокойные движения: вращают мяч на месте или прокатывают вокруг себя.
Таким образом, детей можно условно выделить на 3 группы: дети большой, средней и малой подвижности. Дети большой подвижности находят возможность двигаться в любых условиях. Порой они не успевают вникнуть в суть своей деятельности. Из всех видов движений выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сосредоточенности. Поэтому у таких ребят следует уделять внимание воспитанию целенаправленности, совершенствованию умения заниматься спокойными видами деятельности.
Дети средней подвижности самостоятельно активны. Движения обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Малоподвижность можно объяснить слабыми двигательными умениями и навыками, состоянием здоровья и тем, что дети уже приучены к малоподвижному образу жизни. Поэтому, у этих детей необходимо воспитывать интерес к движениям. Они особенно нуждаются в помощи взрослого, его поощрении и поддержке.
Эффективность прогулок во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы: -удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении; -обеспечить развитие всех систем и функций; -сформировать навыки в разных видах движений;
Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего мира посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.
2 слайд
Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которой дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.
3 слайд
С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:
- рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);
- включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, индивидуальный);
- четкое, лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;
- активизация мыслительной деятельности ребенка (самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);
- создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;
Важным показателем эффективности прогулки является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.
4слайд
В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру необходимо вносить наблюдения и дидактические задания, совместные с воспитателем трудовые действия, индивидуальную работу по совершенствованию ОВД и конечно же подвижные игры. Все эти структурные части должны выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополнять и углублять друг друга.
5 слайд
Наблюдения представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной активности по территории детского сада, в ходе которой не только воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, но и решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей. Согласитесь, что не все дети могут совершать прогулки на большие расстояния, а наклоны за листочком, чтобы лучше его рассмотреть, то же один из видов двигательной активности.
6слайд Трудовая деятельность
А во время трудовой деятельности двигательная активность у некоторых просто зашкаливает, с каким усердием они выполняют данное поручение. Вот почему во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными,
7 слайд
Индивидуальная работа направлена на закрепление, каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
8 слайд Подвижные игры
И еще один вид двигательной активности, бес которого прогулки были бы скучными и не интересными. Это подвижная игра. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. П/ И можно разделить на две большие группы: элементарные и сложные. К сложным относятся игры с элементами спортивных игр, элементарные все остальные игры с правилами (сюжетные, бессюжетные, игры забавы)
9 слайд
Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если двигательная или музыкальная образовательная деятельность проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре, и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В конце игры проводится обсуждение результатов игры. Целесообразно привлекать к этому самих детей. Это будет приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.
10 слайд Народные игры
Не заслуженно забытый вид игр. В них ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Благодаря знакомству детей в д/с с русскими народными играми, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
11 слайд
В народных подвижных играх много познавательного материала,
одни отражают связь человека с природой «Коршун», «Заяц в огороде» и др.
другие «Лапта», «Удочка» повседневные занятия;
Игры с элементами соперничества и соревнования: «Горелки», «Баба Ежка», «Жмурки» формируют у детей находчивость, быстроту и ловкость
Игры где есть возможность померится силой и ловкостью, побуждающие детей стать сильнее : «Цепи кованные», «Перетягивание канате», «петушиные бои».
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительный результат тогда, когда исполнят свое главное назначение – доставлять детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
12 слайд Вывод
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников.
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей детей