Ольга Чемакина
Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
В федерального законе "Об образовании в Российской Федерации" под образовательными услугами подразумеваются услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей, если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением.
Публикация «Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
Теоретической основой являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В. А. Березина, А. К. Бруднов, В. А. Горский, М. Б. Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П. П. Блонский, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А. Я. В. И. Андреев, А. И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В. Г. Бочарова)
«Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей»
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Оказание дополнительных образовательных (платных или бесплатных) услуг на сегодняшний день - неотъемлемая часть работы каждого образовательного учреждения.
МАДОУ д/с «Березка» в соответствии с положениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г.) разработал Образовательную программу, в вариативную часть которой включена модель дополнительного образования детей, на основе кружковой работы.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, выбраны следующие направления: художественно-эстетическое развитие (Кружок «Веселые нотки»-средняя группа «Радуга» руководитель Александрова Елена Леонидовна; экологическое развитие кружок «Юный эколог»- все возрастные группы, кроме1х младших руководитель Кожевникова Марина Владимировна. и физическое развитие (Кружок «Танцевальная мозаика» подготовительная группа, руководитель Пермякова Ольга Александровна. Это вариативная часть программы.
Содержание программ кружковой работы, реализуемых в нашем дошкольном учреждении, соответствует пункту 5 статьи 14 Закона «Об образовании». Оно определяется программами, разработанными педагогами детского сада. Педагогам представилась возможность в своих разработках кружковой деятельности проявить творческую и авторскую позицию.
Учитывая положения Образовательной программы, педагогический коллектив поставил перед собой:
цель: раскрытие и развитие индивидуальных способностей дошкольников в различных видах детской деятельности, мотивация детей к познанию себя и своих возможностей, творчеству через кружковые занятия;
задачи:
• рзвивать творческие способности и познавательную активность детей дошакольного возраста;
• обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности;
• создать условия для эмоционального благополучия ребё нка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;
• способствовать развитию конструктивного взаимодействия с семьей для обеспечения всестороннего развития ребёнка-дошкольника.
Кружковая работа с дошкольниками построена на основе следующих принципов:
• интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста : общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
• целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
• постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий, решение проблемных ситуаций);
• эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
• взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
Основными формами обучения и развития детей на занятиях кружков являются:
• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей;
• занятия-инсценировки;
• занятия-путешествия;
• занятия-игры;
• познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
• соревновательные: соревнования, упражнения, игры-эстафеты;
• контрольно-диагностические: беседы, викторины;
• продуктивная деятельность;
• исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты.
Для включения занятий кружков в существующий распорядок дня детского сада составлено единое по всему учреждению расписание непосредсвенно-образовательной деятельности на 2020-2021г (вторая половина дня)
Каждый из руководителей кружков проводит консультации, рекомендации по курсу обучения. В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка.
Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.
Реализация дополнительных платных образовательных услуг в дошкольных учреждениях осуществляется в кружке «Волшебая кисточка» (изобразительная искуссво) (ручной труд)-руководитель Бабушкина Алена Вячеславовна. Кружок «Оркестр» руководитель Александрова Елена Леонидовна.
Направление кружковой работы определяется увлечённостью педагога каким-либо разделом образовательного процесса, (в этом случае художественно-эстетическое) спецификой детского коллектива, (дети со 2 младшей группы могут заниматься в кружке) желанием родителей (оплата за кружок)
В настоящее время платными образовательными услугами охвачены- воспитанников.
Содержание программ кружковой работы, реализуемых в нашем дошкольном учреждении, соответствует пункту 5 статьи 14 Закона «Об образовании». Оно определяется программами, разработанными педагогами детского сада. Педагогам представилась возможность в своих разработках кружковой деятельности проявить творческую и авторскую позицию.