Ирина Устинова
Организация дополнительного образования дошкольников по познавательному развитию. Реализация авторской программы по шахматам
▼ Скачать + Заказать документы
Представляем Вашему вниманию опыт работы по реализации авторской программы по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья».
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от сверстников.
Публикация «Организация дополнительного образования дошкольников по познавательному развитию, Реализация авторской программы по шахматам» размещена в разделах
Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6-10 летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат – это старшая или подготовительная группы детского сада. А также 1 класс общеобразовательной школы. Однако, по свежим данным исследований психологов, обучение игре в шахматы значительно омолодилось. Рекомендуют обучать детей с 3 лет и ранее…
Учитывая личный интерес в данном вопросе, нами разработана и внедрена в образовательный процесс ДОУ программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья». В основу программы легли методические рекомендации Абрамова С. П., Барского В. Л. «Шахматы : методика проведения занятий». Современные условия дошкольного образования позволили сделать эту образовательную услугу платной.
Данная программа в дополнение к основной образовательной программе ДОУ направлена на формирование гармонично развитой и творчески активной личности. Во время шахматных занятий дети учатся делать выводы и обобщения, выявлять закономерности.
Цель программы :
формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры; создание условий для развития познавательных процессов и эмоциональной сферы обучающихся
Задачи:
• формирование основополагающих знаний в области теории и практики шахматной игры;
• развитие логики, мышления, памяти;
• воспитание интереса к интеллектуальным развивающим играм, морально-волевых качеств.
Условия реализации программы :
(6-7 слайд) Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой дошкольного образовательного учреждения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут в старшей группе. 30 минут в подготовительной. Объем учебных часов -144. Последний год показал, что занятия в кружке востребованы среди детей 4-5 лет также. Несколько родителей этих детей обратились с просьбой о принятии детей в кружок. Мы адаптировали свою программу и сделали доступной для 4-5 лет. В программе учитывается индивидуальная программа с детьми, которые подают большой потенциал. В связи с этим усложняю задания по мере их преодоления.
Основные формы работы: индивидуальные занятия, групповые занятия.
Структура занятия: теория шахмат с использованием дидактических сказок и игровых ситуаций.
(8 слайд) Это теория. А сейчас мы покажем Вам практические методы и приемы работы с детьми.
(9слайд) *Уважаемы гости, отгадайте нашу загадку.
(10 слайд)** Первым этапом является изучение шахматных фигур.
В этой стране -
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки. (Шахматное)
Воспитатель: Дорогие гости, я думаю и среди вас есть те, кто ещё не знаком с шахматами или забыли правила игры, потому что давно не играли. Предлагаю вам отправиться путешествовать по шахматному королевству, как мы это делаем с ребятами.
Звучит музыка. Под музыку заходят дети и тянут Незнайку за собой.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! А кто с вами к нам в гости пришёл?
(Заходит Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте! Я Незнайка. Куда я попал?
Воспитатель: Незнайка, ты попал в Шахматное королевство. Наши дети тут учатся играть в шахматную игру.
Незнайка: Дети, я не знаю ни названия, ни расстановку шахматных фигур, пожалуйста повторите, может я запомню что-нибудь.
(Слайд 11-21) Воспитатель: Дети, поможем Незнайке узнать фигуры. (Да.)Незнайка, принеси стол. Давайте повторим названия шахматных фигур (Дети пришли в масках и каждый услышав про свою фигуру стихотворение идёт ставит фигуру на шахматное поле и садится на место.)
Молодцы дети, скажите пожалуйста сколько пешек должны быть в каждой команде? (По 8)
(Слайд 22) Именно из этого положения начинается любая настоящая шахматная партия.
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил? (Да-а) А сейчас мы превратимся в пешек, дети встаём на большое напольное шахматное поле.
(Слайд 24) Воспитатель: Незнайка, мы познакомили тебя с шахматными фигурами. А теперь покажем тебе, как они должны стоять на шахматной доске и поиграем в игру «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения» (приглашаю Андрея У. и Денисова В. по сигналу расставляют каждый своё поле по очереди).
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил какая фигура где стоит (Да, запомнил.)
Воспитатель: Дети, отгадайте пожалуйста загадки.
1. Кто самый главный в шахматной игре? (Король)
2. А самая быстрая и сильная фигура кто? (Ферзь)
3. Если пешка дойдёт до последней линии в кого может превращаться? (в любую фигуру).
4. В шахматной игре только одна фигура перепрыгивает через фигуры, это кто? (Конь)
5. Фигура похожая на башню? (Ладья)
6. Маленькая, удаленькая много полей вперед прошла и фигуру нашла? (Пешка)
19сл. Воспитатель: Давайте поиграем в дидактическую игру «Чудесный мешочек».
20-21сл. Игра «Чьи следы», смотрим на доску и определяем, что за фигура наследила.
22 сл. Игра «Найди пару»
Воспитатель: Дети, на этом наше занятие заканчивается. Сегодня мы познакомили Незнайку с шахматными фигурами и хотим подарить тебе подарок. (Вручаю шахматы). Дети проводите незнайку в нашу группу и покажите Незнайке ещё несколько игр с шахматами. (Уходят под музыку).
(30 слайд) *** Специфика дошкольного образования такова, что работа по программе осуществляется во взаимодействии со специалистами ДОУ. Об этом вам расскажет Иренкава Анна Александровна учитель-логопед нашего детского сада.
(31-39 слайд) Шахматы – просто и весело. Аукцион занимательных игр. Воспитатель 1 категории Абакумова Олеся Анатольевна. (Объевляет Анна Александровна).
(Слайд 40) Воспитатель: Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
(Слайд 41-46) А сейчас уважаемые гости предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине :
• Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка).
• Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира пошахматам сеанс одновременной игры (электроник.)
• Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева)
• Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска» (Арлекин)
• Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)
• Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: «Глядите, вон идет шахматная доска», (Сиропчик).
Уважаемые друзья! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить всех гостей.
Пусть сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы, хочется верить, что нашей встречи вы в серьёз задумаетесь над тем, что кто-то увлечётся игрой с шахматами и научит своих детей. В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру. Желаю больших успехов в новых начинаниях.