Ольга Кребель
Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Публикация «Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями воспитанников» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников, так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Это может быть:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
• система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
• совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей
Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:
-Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
-Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;
-Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;
Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:
-Воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;
-Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
-Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
-Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.
Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями :
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной : “Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива МБУДО «Центр детского творчества» в Центре раннего развития
Цель: создание условий для взаимодействия семьи и педагогического коллектива в интересах развития личности воспитанников ЦРР. В процессе взаимодействия педагогический коллектив нашего учреждения решает несколько задач: изучение семей воспитанников для выявления их возможностей по воспитанию детей; определение форм взаимодействия; организация семейного воспитания через возрождение семейной досуговой деятельности.
Этапы взаимодействия родителей, детей и педагогов:
• Создание среды для знакомства, взаимодействия.
• Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
• Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
• Включение родителей в учебно-воспитательный процесс.
• Осуществление обратной связи.
Формы работы:
• праздники «Волшебный сундучок со сказками»;
• творческие мастерские;
• экскурсии.
• творческие мастерские;
• совместные творческие проекты (издание журнала «Мир вокруг нас»)
• совместные традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т. д.);
• выставки творческих работ
• мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта, новогодние сюрпризы и т. д.).
• тематические мероприятия
Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания, открытые занятия, освещение деятельности в городских СМИ.
Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.